статья Меня сам государственный совет боится!

Владимир Корсунский, 25.04.2001
Фото AP

Фото AP

В начале российских реформ Борис Ельцин простодушно (за что и был любим в народе) учил товарищей по Межрегиональной депутатской группе партийным большевистским премудростям. В его устах одна из них звучала так: "Когда коммунисты не могут пресечь инициативу масс, они должны ее возглавить". Возглавили. Для сторонников демократических реформ в России знаковыми стали имена Гайдара, Чубайса, Немцова, Хакамады. И вот теперь те из них, кому не посчастливилось оказаться в командировке, отрапортовали своему полковнику о достигнутых успехах и остались очень друг другом довольны.

За верность команде Кремль и лично президент обещали на будущих выборах не обделить лидеров СПС электоратом.

Борьбу за лидерство в строящейся партии можно было считать законченной еще на прошлой неделе, когда заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков быстро и доходчиво растолковал непонятливым членам СПС, что во главе демократического движения Кремль видит только Немцова. Ибо только Немцов в роли лидера правых (так же, как Зюганов у левых), по мнению Кремля и Старой площади, никогда не сумеет серьезно конкурировать за голоса избирателей с кандидатом партии власти. Поэтому те, кто не согласен с выбором администрации, могут, по словам Суркова, считать себя свободными от участия в политической жизни России.

После бесед с администраторами президента те из правых, кто надеялся сохранить остатки независимости, всерьез задумались о переходе в оппозицию режиму. Однако вождя не нашли. Гайдар, который не прочь был потягаться с Немцовым за лидерство в партии, категорически отказался дистанцироваться от Кремля. Он, как и другие лидеры СПС, считает, что проведение экономических реформ оправдывает ограничение гражданских свобод. И Путина обязательно надо поддерживать, потому что он рыночник, хотя и не либерал.

Но партийным массам, особенно в регионах, трудно смириться с лидерством Немцова. В вину ему ставят пресмыкательство перед Кремлем, несамостоятельность ("как Чубайс, так и я") и политическую недалекость.

Для поддержки Немцова и замены строптивцев во фракции кремлевские кукловоды отрядили в СПС несколько депутатов из пропрезидентского "Единства". В то же время начато формирование из представителей среднего и крупного бизнеса общероссийской общественной организации "Деловая Россия", члены которой впоследствии могут не только войти в новую правую партию, но и, возможно, поглотить ее. По всем признакам, "Деловой России" предназначена роль кошелька партии - вместо РАО ЕЭС, где позиции Анатолия Чубайса становятся все слабее.

Одновременно в СМИ организована кампания по созданию Немцову более привлекательного имиджа. В одном из недавних интервью, чтобы отмести упреки в недалекости, Борис Ефимович походя взял интеграл. А чтобы доказать независимость от главы РАО ЕЭС, объявил на всю страну, что только от него Чубайс узнал о существовании закона Ома. Путин тоже был слегка "опущен", чтобы никто больше не смел подозревать бывшего нижегородского губернатора в услужливости. По словам Немцова, лидеры СПС объяснили президенту, сколько глупостей и ошибок он наделал, прислушиваясь к советам своих помощников. Президент, утверждает Немцов, все подробно записал и обещал исправить. "Они наделали, а мы будем теперь исправлять", - заверил граждан России будущий генсек правой партии, в проекте устава которой запрещено внутрипартийное инакомыслие и фракционная деятельность. Даже имитируя многопартийность, кремлевские чиновники не могут не создавать партии ленинского типа.

Владимир Корсунский, 25.04.2001