статья Следствие ведут полицаи

Вадим Плетнев, 03.04.2001
Фото НТВ.Ру

Фото НТВ.Ру

Идеи создания вневедомственного Следственного комитета (СК) и военной полиции (ВП) родились не сегодня. Уже в 1990 году Верховный Совет РСФСР был готов узаконить такой комитет. Предполагалось сосредоточить следствие в руках одного центрального органа, оставив за МВД оперативно-розыскные мероприятия, а за Генпрокуратурой - функции надзора. Законопроект о военной полиции появился позднее - в 1996 году.

Разумность этих реформаторских замыслов трудно оспаривать. Сегодня следствием занимаются четыре ведомства - МВД, ФСБ, Генпрокуратура и налоговая полиция. И каждое докапывается не просто до истины, а до той истины, которая не навредит родному ведомству, не подорвет его престиж. Генпрокуратура к тому же представляет в одном лице не только следствие, но и государственное обвинение в суде, надзирая одновременно за законностью принимаемых по каждому делу решений.

Следственный комитет, выведенный за рамки четырех упомянутых ведомств, мог бы обособиться под крышей Минюста. Но только не под десницей МВД. Как задумано авторами пакета законов. Ибо в реальности это обессмысливает все реформы - суперведомство лишь поменяет название: было Генпрокуратурой - стало милицией.

Между тем именно шефу МВД Борису Грызлову предстоит возглавить структурную перестройку отечественного следствия. В соратниках у него будут и Николай Патрушев (ФСБ), и Владимир Устинов (Генпрокуратура), и другие спецы, но суть сводится к тому, что следствие сосредоточится в одних руках. Формально - Грызлова, фактически - президента.

Такая судьба ожидает и военную полицию. Законопроект об этом "заморском" нововведении был заморожен в Госдуме осенью 2000 года. В сущности неглупая идея - поставить блюсти законность в армии вневедомственную структуру - в исполнении депутатов, возглавляемых коммунистом Владимиром Волковым, превратилась в свою противоположность. Военная полиция наделяется функциями следствия и розыска, конвоирования и охраны. Военные полицейские могут входить в жилища граждан, проводить досмотр частного транспорта и имущества. Их, полицейских, в свою очередь, нельзя ни задерживать, ни осматривать, ни допрашивать. Ответ они держат лишь перед одним человеком - президентом. Ну прямо "кромешники" (опричники) Ивана Васильевича.

Правопорядок с такими крутыми ребятами, может быть, и наведешь, но способны они на куда большее. Карающий меч ВП (не Владимира Путина, а военной полиции) незримо занесенный над головами, конечно же, не рядовых и сержантов, и даже не майоров, а военачальников, сделает даже самых своевольных из них мастерами ефрейторской стойки. А всех-то трудов - учредить Федеральную службу военной полиции при президенте. Вероятно, услуга коммуниста будет востребована лишь отчасти. Пока Путин не был замечен в желании светиться персональным ответчиком за все и всяческие проблемы. Военная полиция может формально притулиться и к Минобороны. Точнее, к Сергею Иванову. Что сущности новообразования не изменит.

Итак, президент укрепляет свою властную вертикаль. О том, какой она ему видится, строились самые различные догадки. Сегодня для умопостроений подброшены фрагменты будущей конструкции. Лишь часть целого. Но и этого достаточно, чтобы понять: президент - сторонник упрощенных схем. Чем проще, тем надежнее. Он знает цену единоначалию. Равно как и "кадрам". Они у него тоже решают все.

Железный канцлер при меланхолике - Грани.Ру, 28.03.2001
Правовая реформа (досье Граней.Ру)

Вадим Плетнев, 03.04.2001