статья Двойная потеря Банка России

Ярослав Скворцов, 25.03.2004
Олег Вьюгин. Коллаж Граней.Ру

Олег Вьюгин. Коллаж Граней.Ру

Разговоры об чрезмерно обширных функциях Банка России ведутся не первый год. Сразу после августа 1998 года вспомнили про модель, принятую в ряде европейских стран, согласно которой главный банк страны уделяет основное внимание эмиссии, а надзором за банковской системой занимается другой орган (К слову: в процессе творческого обсуждения такого варианта и родилась идея о создании ныне доживающего последние месяцы АРКО.). Однако еще раньше заговорили о том, что у ЦБ можно забрать фондовый рынок: экспертам со стажем памятен строго профессиональный, но оттого вовсе не бескомпромиссный спор двух фондовых теоретиков – цэбэшника Андрея Козлова и первого руководителя ФКЦБ Дмитрия Васильева.

С заменой Васильева на Игоря Костикова острота противостояния, кажется, спала. И вот теперь про старый проект вспомнили, решив создать ФСФР. А теперь у новой службы и руководитель появился – теперь уже явно бывший первый заместитель председателя ЦБ Олег Вьюгин.

Таким образом, ведомство Сергея Игнатьева понесло двойную утрату, лишившись не только части функций, но и одного из первых зампредов. Впрочем, особых переживаний на сей счет в ЦБ быть не должно: хотя при Игоре Костикове у Неглинной и не возникало особо острых проблем с ФКЦБ (сравнимых с теми, что возникали при предшественнике Костикова Дмитрии Васильева), теперь банк будет работать с новой финансовой федеральной службой в полной гармонии. Определение "второй Центробанк", запущенное в обиход журналистами якобы с подачи неискушенного в центробанковских вопросах премьера Фрадкова, подчиненным г-на Игнатьева ухо явно не режет. "Он же второй, а значит, мы – первые", – сказал Граням.Ру один из высокопоставленных сотрудников Банка России.

Г-на Вьюгина, успевшего до назначения на пост первого заместителя председателя главного банка страны, поработать в компании "Тройка Диалог", широкая финансовая общественность знает как бывшего заместителя министра финансов России и оттого называет креатурой Алексея Кудрина (в том числе и из-за либеральности его финансово-экономических убеждений). А Кудрин сейчас явно в авторитете. К тому же президент с удивительным постоянством останавливается на кандидатах исполнительных и неконфликтных. В этом плане Вьюгин выгодно отличается от того же Костикова или Александра Шохина.

Напомним, что в ведение возглавляемой Олегом Вьюгиным Федеральной службы по финансовым рынкам попадают фактически все участники финансового рынка (кроме универсальных банков, страховых компаний и аудиторов): розничные банки, брокерские компании, депозитарии, биржи, фонды, а также управляющие компании и регистраторы.
ЦБ ощутимых для себя потерь, кажется, не понес (если только не считать вынужденного ухода Олега Вьюгина из и без того неукомплектованного совета директоров Банка России). Хотя последнее – не факт: первое лицо ФСФР, являющейся преемницей ФКЦБ, может и остаться в совете директоров ЦБ, но уже в своем новом качестве.

Ярослав Скворцов, 25.03.2004


новость Новости по теме