статья Все-таки торпеда

Владимир Калинин, 14.03.2001
Григорий Томчин. Фото НТВ.Ру

Григорий Томчин. Фото НТВ.Ру

Проблема финансирования подъема "Курска" настолько запутанная и покрыта такой завесой тайны, что даже большинство членов правительственной комиссии остаются в неведении, на какие деньги собираются поднимать К-141. Но кое-что уже можно сказать сегодня со всей определенностью.

В беседе с корреспондентом Граней.Ру один из членов комиссии депутат Госдумы Григорий Томчин заявил, что вывод о причинах катастрофы практически готов - лодку погубила экспериментальная, так называемая "толстая" жидкостнотопливная торпеда, в состав которой входят керосин и маловодная перекись водорода. По словам депутата, специалисты обследовали отстатки торпедного аппарата, поднятые со дна Баренцева моря, и обнаружили в них характерные вмятины от торпеды, явно взорвавшейся внутри аппарата. В результате взрыва две ее части, как реактивные снаряды, пробили переднюю и заднюю крышки торпедного аппарата, и через 132 секунды в первом отсеке под воздействием высокой температуры взорвались другие торпеды. Гидроакустики надводных кораблей зафиксировали 8 последовательных взрывов. Отсюда и масштаб разрушений.

Комиссия пришла к выводу, что в момент первого взрыва по шестому, реакторному, отсеку мог проходить кто-то из членов экипажа. Именно этот человек, защищенный сверхпрочными переборками, изоляцией, и мог продержаться несколько суток. Именно он и подавал те самые сигналы, о которых говорили в первые дни с такой надеждой, а потом Илья Клебанов настойчиво истолковывал их как работу некоего механизма.

Что касается подъема субмарины, то Григорий Томчин подчеркивает, что технологический процесс подъема "Курска" ограничен жесткими временными рамками. Если правительство сейчас не примет решение о процедуре финансового взаимодействия с зарубежными партнерами, то подъем АПРК не впишется в эти временные рамки, и, следовательно, его придется перенести на следующий год.

Технология и техническое обеспечение подъема "Курска", по мнению бывшего подводника и кораблестроителя Григория Томчина, достаточно хорошо проработаны и вполне осуществимы. Процесс подъема должен пройти в несколько этапов. По словам Григория Томчина, водолазы отрежут остатки носовой части субмарины по 18-му шпангоуту. Будут заведены понтоны, с помощью которых оставшуюся часть корпуса оторвут от грунта и поднимут в баржу через специальное отверстие в ее дне. Затем баржу, которая представляет своеобразный понтон, поместят в морской док. Сейчас он находится у причала судоремонтного завода ВМФ в поселке Росляково в Кольском заливе. Это единственный в России док такой вместимости. Док с баржей, внутри которой будет находиться "Курск", отбуксируют в один из судоремонтных заводов Мурманской области. Стоимость подъема лодки оценивается в 80 млн долларов. Из них на долю России приходится 20-25 млн долларов плюс разработка проекта самой операции.

По мнению Григория Томчина, перенос подъема "Курска" даже на месяц ставит под угрозу срыва всю операцию в текущем году из-за начала осенних штормов в Баренцевом море.

Владимир Калинин, 14.03.2001