Цены на бензин все растут и растут
Розничная цена на бензин в России сравнялась с ценой бензина в США, пишет РБК. За литр бензина Аи-95 на московских заправках просят 15,1 рубля, в Америке литр аналога Аи-95, бензина марки Midgrade, стоит $1,97 за галлон. Поскольку в одном галлоне насчитывается 3,78 литра, в переводе на нашу систему мер и в нашу валюту получается, что "американский Аи-95" продается на местных заправках по цене примерно 15,2 рубля за литр. С начала года оптовые цены на бензин выросли в России на 40%, а в США - всего на 8-12 %.
Повышение стоимости топлива продолжалось все лето. Аналитики считают, что процесс на этом не закончится - по ценам мы окончательно обгоним Америку и буквально за год догоним Европу. В самое ближайшее время прогнозируется новый крупный скачок цен на горючее.
Нефтяники объясняют рост цен объективными причинами - увеличением стоимости нефти, спроса, повышением тарифов на транспорт и электроэнергию. Однако московские розничные компании уверены, что крупные нефтяные корпорации намеренно завышают цены на топливо. Тем не менее, многие сети АЗС постараются заблокировать рост цен хотя бы до начала сентября, поскольку опасаются падения спроса на горючее.
Комментарий
Страна, экспортирующая нефть, продает своим гражданам бензин за ту же цену, что и страна, которая эту нефть импортирует. Причинно-следственных связей здесь много. Но все-таки, когда такое происходит, самочувствие экономики первого государства можно, мягко говоря, определить как неважное. Применительно к России диагноз дежурный. Официальный облик ее экономики, бодрый и оптимистичный, обманывает только тех, кто "сам обманываться рад". Ползучий, неуклонный рост цен на бензин с начала года (при том, что "нефтяники" продают свой продукт на сторону, за рубеж, по весьма подросшим ценам) - однозначный симптом экономического недуга России, первопричина которого - недуг политический. Ведь правительство должно переживать не столько за доходы частных компаний, сколько за наполнение казны и ее использование в интересах населения (хотя переживания эти взаимосвязанные). Если такой озабоченности у правительства нет, значит, мы имеем дело уже с политикой.
Нелепо обвинять нефтедобывающие компании в том, что они сговорились и теперь пытаются выровнять цены на горючее внешнего и внутреннего рынков. Рынку дозволяется все, что не запрещено законом. Где брезжит прибыль, туда и устремляется энергия предпринимательства. Сегодня ситуация с экспортными пошлинами и квотами на вывоз нефти за рубеж абсолютно не мешает, а даже способствует росту цен на внутреннем рынке. Цены взвинчивать выгодно. Выгоду создало само правительство, бросив поводья антимонопольной политики. Сигналом вольницы для монополистов - и не только в нефтедобывающей отрасли - стало упразднение Министерства по антимонопольной политике. Какие-то механизмы остались, но больше в декоративных целях. Сегодня в России монополистов "строит" не закон, не отлаженная система сдержек и противовесов, а чиновник. Не абы какой, конечно, а из президентской администрации. Именно этот диспетчерский центр кому-то дает "зеленый", перед кем-то зажигает "красный", кого-то загоняет в тупик, а кого-то вообще спускает под откос. Экономическим законам, равно как и прочим, составляющим свод правовых актов Российской Федерации, решения "диспетчеров" не подвластны. И рост цен на услуги ЖКХ, на железнодорожные и авиабилеты, на хлеб, на бензин - это не обязательно следствие каких-то неотвратимых экономических закономерностей, а просто результат душевного разговора монополиста Н. с кремлевским куратором С. Глядя на процессы, происходящие вокруг, укрепляешься в мысли, что сегодня нет ни одного мало-мальски значимого решения президента, правительства, Госдумы, которое бы не вело к обогащению конкретного монополиста и, соответственно, тех, кто порадел в его интересах в Кремле, правительстве и Думе.
А внешне все выглядит вполне пристойно, в строгом соответствии с реалиями рыночной экономики: "нефтяники" жалуются на монополистов-металлистов, взвинтивших цены на трубы, металлисты кивают на энергетиков, те на транспортников и так далее. Тех же, кто пытается встрять в этот замкнутый цикл с вопросами, осаживают окриком: "Вы что, против рыночной экономики? По Госплану соскучились?". А это уже вопросы из области политики.
Так что же станет с нами и бензином уже этой осенью? Скорее всего, ничего революционного, радикального, аналогичного "черному августу" не произойдет. Потому что власти потрясения не нужны. При всей ее алчности все-таки самоубийственной инфляции она не допустит. На каком-то, близком к критическому рубеже (после которого люди просто начнут продавать свои машины или загонять их на вечную стоянку в гаражи) рост цен на бензин будет остановлен. Но система, уже однажды запущенная и саморазвивающаяся, возьмет свое. И каким бы рекордным ни был урожай зерновых, булка хлеба в магазине завтра будет стоить дороже, чем сегодня. Какими бы выгодными для России ни были мировые цены на нефть, российский автолюбитель будет платить за литр бензина все больше и больше. И как бы ни избавляли коммунальные службы от бремени в лице льготников, цены на жилье и услуги будут расти буквально месяц за месяцем. Для страны, где экономика вытеснена бизнесом власти, фигура остолбенелого гражданина перед ценником - самый подходящий символ ее "процветания".
Дословно
Евгений Ясин
(О ценах на бензин)
Думаю, что Америку мы по ценам на бензин все же не перегоним. Но ситуация, конечно же, переходит все грани разумного. Полагаю, на рост цен влияют стабильные конъюнктурные факторы. Во-первых, это война в Ираке и взрывы нефтепроводов. Во-вторых, уже год длящаяся кампания против "ЮКОСа". Мало того, что эта компания - крупнейший поставщик, так еще некоторые деятели создают высокие политические риски для других компаний.
Грани.Ру, 18.08.2004
Статьи по теме
Бензоколонку заменит фритюрница
Большая часть современных дизелей использует нефтяное топливо — солярку, хотя первый двигатель, испытанный Рудольфом Дизелем 10 августа 1893 года, работал на арахисовом масле. В память об этом событии 10 августа отмечается Международный день биодизельного топлива.