Также: Культура

новость Каталонские тюремщики со вкусом пытали заключенных Кандинским и Дали

27.01.2003
Кадр из фильма Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали 'Андалузский пес' с сайта www.boijmans.rotterdam.nl

Кадр из фильма Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали 'Андалузский пес' с сайта www.boijmans.rotterdam.nl

Абстрактная живопись использовалась во время гражданской войны в Испании 1936-1939 годов как орудие психофизических пыток против заключенных. Как сообщает РИА "Новости", с докладом на эту тему выступил в Мадриде испанский историк искусства Хосе Миликуа. По его данным, в тюрьмах Барселоны были специальные камеры, стены и потолок которых разрисовывали копиями работ сюрреалистов и абстракционистов, в том числе Кандинского, Васарели, Клее, Иттона и других. Использовался, в частности, плакат к первому кинофильму Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали "Андалузский пес", на котором показан глаз, взрезаемый бритвой. Заключенных помещали в эти камеры и не давали ничего делать - только часами рассматривать рисунки, изобиловавшие квадратами и кругами. Это, по словам Миликуа, в конец расшатывало нервы заключенных и делало их более сговорчивыми на допросах.

Рисунки эти сделал француз Альфонс Лауренсик, по профессии музыкант и художник. В 1939 году Лауренсик был казнен по приговору трибунала. Миликуа утверждает, что Лауренсик, хотя и в бесчеловечной форме, но эмпирическим путем предвосхитил признанные сейчас теоретические работы о влиянии цвета и линий на человеческую психику.

27.01.2003