статья Театр наизнанку

Надя Плунгян, 19.02.2004
С сайта www.afisha.ru

С сайта www.afisha.ru

Открывшаяся в Новом Манеже выставка "PRO-Театр", приуроченная к 10-летию театральной премии "Золотая маска", неожиданно оказалась чуть ли не более ярким событием в художественной жизни столицы, чем сама "Маска". Организаторам, обычно имеющим пристрастие к официозу, удалось создать динамичный проект, задействовавший самые разные сферы искусства.

За полтора дня театральные художники, привыкшие работать в цейтноте, собрали в стенах Нового Манежа запутанный лабиринт-балаган, открывающий публике заповедные коридоры театра. Созданный Александром Боровским аттракцион заставляет зрителя плутать среди фанерных кулис в тщетной попытке попасть на сцену. Он оказывается то в гримерке, то в осветительской; шарахается от повсюду расставленных табличек "Тихо! Идет репетиция" и слушает из динамиков голоса Петра Фоменко и Льва Додина.

За углом открывается кукольное здание Лиликанского Театра Ильи Эпельбаума, из его окон читает стихи настоящий Лев Рубинштейн (на стене фотосессия из Vogue о том, как Алиса не помещается в комнату кролика). В другом углу – настоящий балетный класс. Девочки невозмутимо приседают, балетмейстер перекрикивает музыку. "Теперь пике! Ну-ка, где стопа? Локоть зажат!". Напротив за столом мастер тачает балетную обувь.

"PRO-Театр", как и сама "Маска", - детище Эдуарда Боякова, но на сей раз ни пафос, ни солидная атмосфера проект не затронули. Более того, впервые за много лет выставка такого масштаба сделана легко, с большим вкусом и действительно профессионально, хотя и с элементом глянца (другой куратор – главный редактор журнала Vogue Алена Долецкая).

За основу всех инсталляций взята универсальная мера театральной декорации – квадрат фанеры со стороной полтора метра, предоставленный каждому художнику как пространство для творчества. Поэтому впечатляющие по замыслу стенды вроде медиа-проекта "Мариинский II" перемежаются фотографиями, рисунками и коллажами. Иосиф Сумбаташвили нарисовал свой автопортрет в виде золотой маски, а Максим Исаев забил в свое концептуальное произведение 1031 гвоздь. Вошедшим во вкус зрителям разрешают оставить на стенах и столах "театрального буфета" собственные стихи и рисунки.

В следующие две недели посетителю выставки не только предоставят возможность побывать за кулисами, но и в такой необычной форме продемонстрируют, как изменился наш театр за эти 10 лет. Контраст между советской и современной сценой проявляется не только в использовании видео и новейших технологий. За последнее время театр успел сильно перестроиться и стать действительно перспективным полем для современного искусства – от гротескных фантазий Шемякина до футуристических конструкций Ильи Уткина. Более того, театр успел повлиять на это искусство, вовлекая его в живое игровое пространство, и неслучайно, что "Золотая маска" открыла празднование своего десятилетия именно такой выставкой.

Надя Плунгян, 19.02.2004