статья Шведский поп остался без органов

Матвей Масальцев, 29.10.2004
Группа BWO слева направо: Александр Бард, Мартин Ролински и Марина Шипченко. Фото предоставлено "Гала Рекордз"

Группа BWO слева направо: Александр Бард, Мартин Ролински и Марина Шипченко. Фото предоставлено "Гала Рекордз"

В Москве заканчивается очередной фестиваль моды Russian Fashion Week. Одним из самых колоритных гостей стал Александр Бард. Умный швед, написавший две философские книги и когда-то сотворивший великую поп-группу Army of Lovers, приехал продефилировать и одновременно представить России свой новый музыкальный проект - группу Bodies Without Organs ("Тела без органов"), или BWO. Обозреватель "Граней" навестил их в гостинице. Они - это собственно Александр Бард, а также родившиеся в Швеции наполовину украинка Марина Шипченко и поляк Мартин Ролински.

"Грани": Каждый ваш новый проект, Александр, обязательно сравнивают, и будут сравнивать, с Army of Lovers – первым и самым пока успешным. Это вас не раздражает?

Александр Бард: Нет, нет! Я, наоборот, очень горжусь, что Army of Lovers достигли такого успеха. Это великолепно. Я, честно говоря, думал, что Army of Lovers будет очень краткосрочным проектом. Идея была в том, чтобы собрать в группе людей, которые не умеют ни петь, ни играть на музыкальных инструментах. Это было забавно. Я думал, что такая группа просуществует два года, максимум три. Получилось же целых восемь! Да и спустя много лет после закрытия проекта он остается актуальным. Например, сейчас я вместе с большим лейблом готовлю к выпуску DVD-коллекцию Army of Lovers.

"Грани": Ну и как вы думаете, BWO сможет этот успех превзойти?

Александр Бард:Да, почему бы и нет? Я думаю, BWO станет более крупным проектом, чем Army of Lovers.

"Грани": Уже ждете мировой известности?

Александр Бард: Да. Об этом говорит хотя бы наш невероятный старт. Нам очень быстро удалось подписать контракты с большими лейблами. И наш дебютный альбом выйдет сразу в 18 европейских странах. Первыми, кстати, станут Россия и Украина – здесь альбом выйдет уже в начале декабря этого года.

"Грани": Почему мы первые?

Ну, во-первых, звукозаписывающая компания, которая представляет нас в России, проделала прекрасную работу. В итоге наш первый сингл вышел в этой стране сразу после релиза в Швеции. А во-вторых, это интересный эксперимент, когда западный артист выпускает свой альбом сначала в России, а потом уже на Западе. Нам любопытно посмотреть, как в этом случае будут обстоять дела с аудиопиратством.

"Грани": А вы что думаете про ваш будущий успех? (Вопрос Марине и Мартину).

Марина Шипченко: О, я жду его. Я очень люблю путешествовать.

Мартин Ролински: А я просто получаю удовольствие от того, что делаю. Это вообще, по-моему, главная причина нашего успеха – мы все занимаемся тем, что нам нравится.

"Грани": Как вам работается с Александром?

Мартин Ролински: Знаете, когда меня познакомили с Александром, я сразу почувствовал: между нами как будто искра проскочила. Между нами нечто большее, чем обычные отношения между людьми.

"Грани": Что вы, как музыканты, готовы сделать за деньги? Может, "Калинку" спеть?

Марина Шипченко: Ну, конечно, я открыта для разных мнений, но считаю, что деньги все-таки не движущая сила нашей музыки?

"Грани": То есть поп-музыка не обязательно должна быть коммерческой?

Марина Шипченко: Ну почему же. Просто деньги – это не то, о чем ты думаешь, когда идешь с утра записывать новую песню.

Мартин Ролински: Ага. Мы делаем поп-музыку не потому, что она коммерческая, а потому что любим ее!

Александр Бард: В BWO мы сразу решили, что будем делать именно поп-музыку. Мы любим ее, и у нас совпадают вкусы. У нас нет студии, нет ни одного инструмента. Музыка пишется на лэптопе, Мартин втыкает в него микрофон и записывает вокал. Все! Это интересно само по себе. К тому же теперь музыка распространяется в цифровом формате через Интернет, закачивается в iPod. Таким образом, изменилась культура потребления музыкального продукта. Мы поняли, что им – сегодняшним потребителям - необходима максимально электронная музыка, и они хотят, чтобы каждая песня длилась три минуты. Именно так мы и записываем свой первый альбом: все песни идеальны для прослушивания с помощью iPod, они специально спродюсированы для этого.

"Грани": Александр, вы уже столько лет работаете в шоу-бизнесе. Неужели это так интересно вам, человеку, который всерьез пишет философские книги?

Александр Бард:Знаете, в BWO у всех есть любимые занятия помимо музыки. У каждого как минимум две карьеры. Одна – поп-звезд, вторая – в тех областях, которые нас интересуют. Я, как вы правильно заметили, пишу книги, уже две написал. Одну из них даже издали на русском языке. Марина – один из крупнейших галеристов на севере Европы. А Мартин учится на инженера в университете Гетеборга. И это, я считаю, очень хорошо.

"Грани": Уже несколько лет подряд мы наблюдаем кам-бэк музыки 80-х годов. И ваш проект на этой же волне. А что нового вы делаете?

Александр Бард: Есть существенное отличие. В 1980-е годы мы делали музыку на синтезаторах, а теперь – на лэптопах. Сейчас у нас гораздо больше ресурсов. Синтезаторы могли воспроизводить только аналоговые электронные звуки, и все. А теперь, записывая музыку на ноутбуке мы можем, например, вставлять самые разнообразные сэмплы. Зук города или ночи, скажем. Так что резко возросли возможности для продюсирования песни. Ну а что касается собственно написания композиции, то здесь все по-старому, правила не меняются. Все так же нужна и мелодия, и гармония.

Мы не называем свою музыку синти-попом, этот жанр ушел вместе с восьмидесятыми годами и синтезаторами. Мы называем ее "электро".

"Грани": В России мы всегда любили шведский поп. Как вы думаете, почему?

Мартин Ролински: Я думаю, что все дело в схожем восприятии мелодий.

Александр Бард: Крупные звукозаписывающие компании представляют в основном британскую и американскую песенные традиции. Но надо сказать, что они не очень совпадают с российскими, скандинавскими, немецкими традициями... Эти страны граничат друг с другом. Народы этих стран сотни лет живут рядом, их менталитет, традиции схожие. А мы, в общем-то, просто делаем современные электронные версии древних классических мелодий. И сингл Living In A Fantasy – яркий тому пример.

Матвей Масальцев, 29.10.2004