Также: Кино, Культура

статья Bourne in Russia

Тихон Корнев, 20.08.2004
Кадр из фильма с официального сайта

Кадр из фильма с официального сайта

В фильме "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар" старый друг и соратник Деймона, Бен Аффлек, поучал незадачливого Мэтта: "сначала снимаешься в кино ради денег, а потом можно сыграть и в паре умных фильмов"...

Учитывая, что Деймон уже подписал контракты с Терри Гиллиамом, Стивеном Содербергом и Мартином Скорсезе, "Превосходство Борна" (The Bourne Supremacy) выглядит чем-то сродни актерской халтуре или детской "елке". Однако при внимательном рассмотрении у фильма обнаруживается несколько совершенно неожиданных пластов.

Во-первых, "Превосходство Борна" оказывается американским ответом "Брату-2". Во-вторых, фильм своеобразно, но все-таки затрагивает дело "ЮКОСа". И, наконец, в-третьих, режиссер Пол Гринграсс - случайно или намеренно - сумел адекватно соединить уорхоловскую киношколу со стандартным шпионским боевиком.

Вся вторая половина фильма происходит в России, куда Борн отправляется, дабы восстановить справедливость и прижать зарвавшегося нефтяного богатея Грекова.

И Борн, и Данила – круглолицы и милы сердцу простого зрителя. У обоих - девушки-блондинки, пусть даже сравнение Франки Потенте с Ириной Салтыковой выглядит несколько кощунственно. Оба хитры на выдумки и могут из пары сигарет и пустой бутылки собрать ручной пулемет. Оба мучимы обостренным чувством справедливости, и оба решают свои проблемы максимально просто – "зарядить в репу и всех разговоров".

Более того, в финале фильма Борн кается перед Ириной Невской, сыгранной актрисой Оксаной Акиньшиной. Той самой, которой Данила обещал свое покровительство в "Сестрах".

Ну и наконец: Борн проникает в Россию благодаря фальшивым документам, выписанным на имя Фомы Кинияева. Данила – Фома, Багров - Кинияев... остается только ехидно потирать руки, видя, что Балабанову удалось задеть буржуев за живое.

К сожалению, название нефтяной компании, фигурирующей в фильме, я запомнить не смог, - именно в силу болезненного созвучия с печально известным "ЮКОСом". А в олигархе Грекове (Карел Роден) невооруженным глазом можно узнать страстотерпца Ходорковского.

В конце концов, Грекова арестовывают российские спецслужбы. Конечно же, по наводке вездесущих ЦРУшников, без участия которых, видимо, не обходится даже привод в вытрезвитель в любой стране мира.

...И об искусстве. В далеких 70-х на "Фабрике" Энди Уорхола жил и работал режиссер Пол Морисси, заложивший основы гиперреализма в кино. Тот самый, у которого в 1995 году фон Триер и кучка других амбициозных датчан слизала основные кинематографические принципы и выдала их за манифест "Догмы".

Прием съемок "под документ" эксплуатировали и Кубрик в "Докторе Стрейнджлаве", и Спилберг в "Спасении рядового...", и Майкл Манн - везде и всюду. Но оператор, работавший на "Борне" с Гринграссом, видимо, не снимал камеру с плеча с первого до последнего кадра. Будь то съемка обычных диалогов или сумасшедшие погони по родным московским улицам.

Гринграссу удалось совместить внешне наплевательскую манеру съемок, от которой у простого зрителя на пятой минуте должен бы начаться приступ морской болезни, со шпионским саспенсом, и бешеным экшеном погонь, драк и перестрелок, всегда сопутствующих сему жанру.

Более того, "Превосходство Борна" - чуть ли не первый иностранный фильм, в котором Москва не похожа на захламленный городок третьего мира, население коего поголовно ходит в папахах и пьет водку из самоваров.

Киевский вокзал выглядит экзотичнее Тадж-Махала. А российские милиционеры вообще перестали быть похожими сами на себя. В "Борне" они - самая настоящая силовая структура, исправно выполняющая свою опасную работу.

"Превосходство Борна" - фильм, вызывающий смешанные эмоции. Но у меня положительные все-таки преобладали. В конце концов, за попытку совместить несовместимое и слить воедино голливудский глянец с германовской простотой можно простить и глуповатый сюжет, и бесконечное самолюбование.

Тихон Корнев, 20.08.2004