статья Гарри Поттер и источник силы

Сергей Кузнецов, 07.06.2004
Кадр из фильма "Гари Поттер и узник Азбакана"

Кадр из фильма "Гари Поттер и узник Азбакана"

Скажу сразу: мне кажется, что это лучший из трех фильмов о Гарри Поттере. Возможно, дело в том, что я хотя и люблю книги Роулинг, но не могу отнести себя к фанатам Хогвартса – и потому меня не слишком заботит буквальное следование книге из расчета "столько-то кадров на каждую страницу". Да и к пятому тому фильмы придется делать длинной в минисериал.

Впрочем, в разговоре об экранизации таких книг, как романы о Гарри Поттере, не обойтись без нескольких слов о первоисточниках. Секрет успеха книг Роулинг в том, что автор удачно нашла баланс между сказкой-фэнтези-приключением и романом о школе и взрослении героев. По большому счету, если вычесть из книг сами-знаете-кого, то каждый том рассказывает о характерных возрастных проблемах школьников - от вхождения в детский коллектив до отношений между полами. В этом отличие "Гарри Поттера" от любого другого фэнтези, где Темный Лорд хочет погубить мир, а герой спасает мир к седьмому тому. Понятно, что юные читатели все равно читают про волшебство и чародейство, но возможностей для идентификации с героями у них много больше. В этом смысле книги Роулинг - педагогически-правильные книги, и можно только радоваться, когда дети их читают.

Опять-таки мир Гарри Поттера - во многом школьный мир, но только более интересный и, так сказать, прикольный. Хогвартс соотносится с реальной школой примерно так же, как НИИЧАВО Стругацких с советским научно-исследовательским институтом шестидесятых.

Похоже, что в первых двух фильмах главной задачей авторов было как раз создать этот волшебный школьный мир с его парящими в воздухе свечами, матчами по квиддичу и конкурентными отношениями между Гриффиндором и Слизерином. Задача была, вероятно, полностью выполнена - и продюсеры сменили режиссера. Вместо Криса Коламбуса ("Один дома", "Миссис Даутфайр") пригласили Альфонсо Куарона - человека, известного не столько осовремененной экранизацией Диккенса, но и скандальным фильмом "И твою маму тоже". Иными словами, режиссера для взрослых, а не для детей. Это вполне оправдано, если учесть, что и герои фильма понемногу взрослеют, – но следствием стало то, что "волшебная" атмосфера стала более колдовской и готической. От детей мало-помалу мы переходим к подросткам.

На этот раз никому нет дела до того, кто победит в матче или займет первое место по итогам года. Даже вопрос об отметках и уроках, вполне занимающий героев книги, сильно отодвинут на задний план. Зато Дамблдор из ходульного мудреца (даром что его играл вполне мной любимый – и ныне покойный - Ричард Харрис) превратился в немного безумного директора колдовской школы, а герои перестали быть милыми детишками, а стали угловатыми подростками – у Гермионы появились брюки, интерес к своей внешности и, как отметили, кажется, все рецензенты, маленькая, но все-таки грудь. На смену волшебной феерии пришли немного жутковатые подлинно английские пейзажи, колдовская ива, вой при луне и дементоры, черными гарпиями кружащиеся над поверженными Гарри и Сириусом. Это еще не назгулы, но уже и не кукольный Волан-де-Морт первого фильма.

Иными словами, пропорция между школьным романом и фэнтези смещена в сторону фэнтези. По дороге Куарон выкинул некое количество подробностей из книги – я знаю, что фанаты будут этим недовольны, но с точки зрения обычного зрителя фильм от этого только выиграл. Режиссеру удалось соблюсти баланс действия и психологического напряжения, красочных спецэффектов и внезапных поворотов сюжета. И, может быть, самое главное: пожертвовав несколькими второстепенными линиями сюжета и оставив без объяснений некоторые моменты (кто же составил волшебную карту? ответ можно узнать только из книги), Куарон выделил основной урок, который Гарри извлек из третьего года своей учебы: выделил кинематографическими средствами, а не благодаря тому, что повторил пять раз словами. Почти отказавшись от "школьной" линии, он не забыл о главном в книгах Роулинг – это книги о взрослении, своеобразные романы воспитания. Или, если угодно, самовоспитания – потому что с учителями Гарри не слишком везет.

(В этот момент те, кто не читал книгу и боится спойлера, откладывают статью и идут покупать билеты в кино, а остальные читают дальше).

Кульминацией фильма является атака дементоров на Гарри и Сириуса на берегу озера. Некоторое время Гарри удерживает их силой заклинания "экспекто патронус", но потом слабеет и падает. Дементоры вытягивают из Гэри Олдмена и его крестника душу – и в этот момент на том берегу озера появляется сияющий олень, рядом с которым Гарри видит фигуру своего отца. Дементоры улетают, герои спасены, Гарри счастлив, что отец и с того света явился к нему – не то призраком, не то фантомным воспоминанием (напомним также, что латинское patronus (заступник) происходит от pater (отец)).

Через двадцать минут выясняется, что патронуса в виде оленя вызвал сам Гарри – с помощью магической машины времени оказавшийся на другом берегу озера. Никакого отца не было – он видел сам себя.

Напомню, какое воспоминание давало Гарри силы противостоять дементорам: не первый полет на метле, как он пробовал сначала, а образы отца и матери, которые, как он сам признает, могут быть ложными. Иными словами, весь фильм Гарри занят тем, что сам создает себе источник силы: возможность устоять перед лицом материализовавшегося отчаяния и депрессии ему дает не что-то, что было в его жизни, а что-то, что он сам себе выдумал. Он находит магический источник не в своем прошлом, а внутри себя. Точно так же, как он сам приходит себе на помощь в финале фильма.

Собственно, это и есть момент взросления. Когда ты понимаешь, что кроме как на себя тебе не на кого рассчитывать. Ты сам должен быть себе и отцом, и матерью. Ты сам должен себе их придумать – и пройдет еще два года до того, как Снегг объяснит Гарри, что его отец не был таким уж прекрасным человеком, как Гарри верит. Но это будет уже неважно – сила, найденная в самом себе, остается с человеком на всю жизнь.

Сергей Кузнецов, 07.06.2004