статья Столкновение галактик выдало невидимую материю

Максим Борисов, 14.05.2007

Астрономы, занимавшиеся изучением карликовых галактик, формирующихся в результате взаимодействия галактик большого размера, обнаружили странную вещь: обследованные ими карлики оказались гораздо более массивными, чем ожидалось из теоретических моделей. Возникло предположение, что дополнительное вещество образует та "пропавшая масса", поисками которой ученые уже не раз безуспешно занимались.

livejournal.com kirovx [livejournal.com], 14.05.2007 17:47 (#)

Как я понял, речь о т.н. "тёмной энергии", предсказанной Эйнштейном. К её науному обоснованию и подтверждению дело давно шло. Интересно, как события будут развиватся дальше.

Vip borisov, 14.05.2007 19:27 (#)
60

Нет, как раз о темной энергии здесь речи нет... В пресс-релизах говорится, в принципе, о "барионной компоненте темной материи", но мне кажется правильнее, как это обычно принято, темной материей считать только небарионную компоненту. Таким образом и о темной материи, выходит, авторы работы речи в данном случае не ведут :-) Говорится о невидимой (несветящейся) обычной материи. О холодном молекулярном водороде например. Кстати, при всем уважении, я бы все-таки не определял темную энергию как "предсказанную Эйнштейном". Его лямбда-член, который позже был им "занулен", так как уже не требовался для нестационарной Вселенной, можно рассматривать как одно из возможных описаний темной энергии (квинтэссенции), но далеко не факт, что при дальнейших более тщательных наблюдениях такой вариант будет сохранен как не противоречащий полученным данным... Насколько я это понимаю...

(написано анонимно) 15.05.2007 02:55 (#)

Батюшки-святы! А у меня ассоциации с путиным...

User ame, 15.05.2007 04:17 (#)

"Когда спиральные галактики сталкиваются, то материал, вырываемый из них в ходе взаимодействия (он и служит для создания вторичных карликовых галактик), поступает прежде всего из дисков (ну а собственно скопления темного вещества беспрепятственно проходят одно сквозь другое, не испытывая серьезного взаимодействия, т.к. на них действуют лишь исключительно гравитационные силы)." Столкновение галактик (в фазе вырывания из них карликовых) -- _целиком_ результат действия исключительно гравитационных сил. Поэтому темная материя должна бы делиться ровно так же, как и видимая.

Vip borisov, 15.05.2007 08:38 (#)
60

Слияние галактик - очень длительный процесс. Одним столкновением дело не ограничивается, далее следуют другие. В конечном счете все сливается - и галактические центры, и темная материя. Но при первоначальном столкновении обычное вещество и темная материя могут разделиться. Собственно, именно так в прошлом году удалось доказать существование темной материи - при столкновении галактик и методом гравитационного линзирования. https://graniru.org/Society/Science/m.110294.html (есть там внизу в ссылках)

Как раз сейчас я пишу о моделировании слияния Млечного пути и туманности Андромеды.

User ame, 16.05.2007 09:05 (#)

Не слияние, а разрывание!

А может, просто эти 2 галактики прежде столкновения стали разрываться приливными силами? Наружные (от места столкновения) части "отстали", появились дуги из газа и звезд, слившиеся в цепочки карликовых галактик. (Кстати, обязательно ли они должны состоять только из новых звезд?) Исходные галактики -- спиральные, т.е. видимое вещество расположено "некомпактно". Если считать, что темная материя этих галактик организована более компактно (шарообразно), то вот ее в "хвостах" почти и нет. (Такое "пионерское" объяснение :).