О проекте
Нас блокируют. Что делать?

Зарегистрироваться | Войти через:

Политзеки | Свобода слова | Акции протеста | Беларусь
Читайте нас:
Доступное в России зеркало Граней: https://grani-ru-org.appspot.com/Society/Law/m.87067.html

справка Приговор (продолжение)

31.03.2005
Реклама

...Вторая работа, представляет собой копию фрески картины Леонардо Да Винчи "Тайная вечерня". В работу ею были внесены некоторые изменения, и на месте сидящего за столом Иисуса Христа она наклеила зеркало так, чтобы каждый желающий мог подойдя к этой работе, и как бы поставить себя на место Иисуса Христа и почувствовать себя в его образе. Эти работы она передала Золян 12 января 2003 года в помещении Музея, (т. 2 л.д. 182-185).

Показаниями свидетеля Кажлаева М.Д. о том, что декабре 2002 года Зулумян сообщил ему о проведении января 2003 года в музее им. А. Сахарова выставки под названием "Осторожно, религия!", и предложил принять в ней участие. Зулумян также объяснил, что концепция выставки заключается в том, что к религии нужно относиться бережно, деликатно, трепетно. Он согласился и представил на выставку две свои работы, выполненные осенью 2002 года, под названием "Молитва 1" и "Молитва 2". Работы представляют собой два холста размерами 90x70 см, на которых маслом изображены геометрические рисунки, отображающие внутреннее состояние человека в момент попытки приближения к всевышнему. Работы он принес в музей имени А. Сахарова и оставил их у охранника. 13 января 2003 он снова пришел в выставочный зал и принял участие в формировании экспозиции. При монтаже присутствовали Зулумян и Золян, а также ранее незнакомые ему художники, которые помогали монтировать свои работы.

Показания свидетеля Сажиной В.Л. о том, что в декабре 2002 года Каменецкая сообщила, что музее им. А.Сахарова пройдет выставка, посвященная религии. По вопросам организации и проведения выставки она обратилась к Михальчук, которая, посоветовала ей связаться с куратором выставки Зулумяном. Из телефонного разговора она узнала, что выставка будет проходить в январе 2003 года в музее им. А. Сахарова под называнием "Осторожно, религия!". Концепцию выставки с Зулумяном она не обсуждала, однако, из ее названия "Осторожно, религия!" она поняла, что в рамках выставки художникам предлагается выразить свое собственное отношение к религии, поддержать, защитить религию и выразить к ней свое уважение.

На выставку она представила работу, которая состояла из кукол, земли, камней, кирпичей, металлического таза, бубна, веревки, шеста и ковриков с изображениями людей. Центром ее работы была гора земли и камней высотой около 40-50 см, означающая культовое место. В землю был воткнут шест, символизирующий мировое дерево. На дерево была помещена фигура женщины-птицы. Вся композиция находилась внутри круга, выполненного из веревки и означающего землю. По кругу были размещены 4 тряпичные куклы – люди и 4 аппликации с изображениями людей. Внутри круга стоял медный таз, на дне которого лежали камни, и была налита вода, символизирующая океан. На открытии выставки "Осторожно, религия"!" она находилась внутри круга и держа в руках бубен и колотушку, исполняла шаманские песни собственного сочинения. Данная инсталляция была посвящена всем религиям в целом и в большей степени – шаманизму. В день открытия выставки, согласно ранее достигнутой договоренности с Зулумяном, она расположила свои вещи в центре выставочного зала. В тот день организаторы и участники выставки впервые увидели ее работу.

Показаниями свидетеля Дорохова А.А., оглашенными в суде в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, о том, что в конце декабря 2002 года Золян предложила ему принять участие в выставке под названием "Осторожно, религия!", которая открывалась 14 января 2003 года в музее им. А. Сахарова. Незадолго до открытия выставки в музее им. А. Сахарова он впервые встретился с Зулумяном, которому показал фотографии своей работы под названием "В начале было слово". Данная работа состоит из трех полотен размерами 105x105 см. На первом полотне мелкими буквами написан отрывок текст "Нагорной проповеди", а в центре помещено изображение римского орудия казни и пыток в форме буквы "Т", с распятой на нем фигурой человека. Смысл данного сюжета состоит в том, что Иисус Христос принес слово, завет человечности, любви, света и вечной жизни и за это был распят людьми.

На второе полотно мелкими буквами нанесен отрывок текста "Манифеста коммунистической партии". В центре изображена пятиконечная красная звезда, с распятой на ней фигурой человека. Идеей данного сюжета является мысль о том, что любая доктрина, а в данном случае доктрина коммунистической партии, доведенная до фанатизма, может привести к трагедии.

На третье полотно мелкими буквами нанесен отрывок текста из доктрины фашизма Муссолини. В центре работы изображена фашистская свастика, на которой также распята фигура человека. Идея данного сюжета повторяет идею сюжета, изображенного на втором полотне.

Осмотрев фотографии, Зулумян, предложил ему представить эту работу на выставке "Осторожно, религия!", (т. 2 л.д. 204-207).

Показаниями свидетеля Обуховой М.В. о том, что в начале декабря 2002 года Михальчук предложила ей принять участие в выставке "Осторожно, религия!", проводимой в музеем им. А. Сахарова. Михальчук сообщила, что в выставке будут принимать участие художники Антошина, Мамышев, Виноградов. На предложение Михальчук она ответила согласием. Концепцию выставки, и работу, которую она представляла на выставку, с Михальчук она не обсуждала.

На выставку она представила работу под названием "Новая религия", выполненную в 2000 году. В своей работе она попыталась через призму нашего времени, когда существует телевидение, радио, интернет, показать, проиллюстрировать Библейские сюжеты. Концепция ее работы это самоироничный взгляд автора на рекламу и массмедийный мир, со стороны человека достаточно глубоко погруженного во все эти процессы и постоянно живущего в них. С Зулумяном и Золян она познакомилась за несколько дней до открытия выставки, когда принесла в музей свою работу для монтажа. Михальчук представила Зулумяна как куратора и одного из участников выставки "Осторожно, религия!". В выставочном зале ее работа была размещена под потолок в форме креста.

Показаниями свидетеля Магидовой Н.В. о том, что в конце октября 2002 года от руководителя выставочной группы музея Василовской она узнала, что к ней обратился Зулумян с предложением провести выставку на тему религии. Зулумян предложил и название выставки – "Осторожно, религия!". Василовская, получив предварительное согласие Самодурова, сообщила дату ее открытия выставки 14 января 2003 года. В ее, Магидовой обязанности, как художника музея, входило изготовление плакатов, афиш к привлекаемым выставкам, в случае отсутствия их у кураторов и организаторов. Выставка "Осторожно, религия!" оказалась именно таким вариантом. Зулумян принес в музей пустой оклад иконы, принадлежащий, с его слов, художнице Антошиной, и предложил использовать его при оформлении афиши к выставке. Эта идея ей понравилась, и она отсканировала оклад иконы, поместила внутрь оклада дорожный знак "Прочие опасности". Так, появилась афиша к выставке "Осторожно, религия!". Она решила продолжить эту тему и подготовила серию работ под названием "Свято место пусто не бывает", где внутри пустого оклада разместила телевизор, знак ЕВРО, женский образ, автомобиль и другие. Идея ее работы заключается в том, что осуществить подмену понятий крайне легко, веру можно заменить всем чем угодно. Работу посмотрел Зулумян и дал согласие на размещение ее на выставке. В рамках подготовки выставки "Осторожно, религия!" Василовская занималась распространением пресс-релиза, осмотром работ, подготовкой монтажа выставки. На протяжении недели, предшествовавшей открытию выставки "Осторожно, религия!", работы, находившиеся в выставочном зале, просматривала Василовская, а непосредственно перед самим открытием выставки экспонаты осмотрел Самодуров. При этом ни одна из представленных работ не была снята с демонстрации ни Самодуровым ни Василовской.

Показания свидетеля Шечкина В.В. о том, что одной из выставок Зулумян предложил ему принять участие в организуемой им выставке, посвященной религии. Со слов Зулумяна он понял, что концепция выставки заключалась в необходимости рассматривать религию с разных точек зрения. При этом никакая конкретно религиозная конфессия не имелась в виду, речь шла о религии вообще. На предложение Зулумяна он ответил согласием и предложил Зулумяну посетить мастерскую и выбрать для выставки одну из его работ. Зулумян согласился. Осмотрев работы, Зулумян предложил выставить работу, представляющую собой три репродукции портрета Достоевского Ф.М. художника Перова размерами 50x40 см. На одной из репродукций он нарисовал гуашью в руках у Достоевского клетку, в которой находится Наполеон Бонапарт, на другой – изобразил в руках Достоевского топор, на третьей – к спине Достоевского приклеил крылья "ангела" белого цвета. Специально для выставки он подготовил клетку для птиц, в которую поместил бронзовый бюст писателя Толстого Л.Н. и это стало неотъемлемой частью данной работы. По согласованию с Зулумяном работа была названа "Непротивление злу насилием". Смысл работы состоит в том, что каждый обрекает себя на некие несвободы. Моральными заповедями человек обрекает себя в клетку, вне зависимости от каких-либо личностных качеств. Такие классики мировой литературы как Достоевский в своих литературных произведениях показывали, что человек состоит из совершенно противоположных начал. Зулумян сообщил ему, что выставка будет открыта в музее им. Андрея Сахарова 14 января 2003 года. Свою работу он передал Зулумяну. На открытии выставки он познакомился с Василовской, которая являлась куратором выставки "Осторожно, религия!" со стороны музея.

Показания свидетеля Подосинова А.Н. о том, что в декабре 2002 года на выставке, проходившей в музее им. А.Сахарова он встретился с Зулумяном и Василовской. От Зулумяна он узнал, что происходит формирование выставки под названием "Осторожно, религия!", которая будет открыта в выставочном зале музея имени А. Сахарова и куратором которой будет он сам. Концепцию выставки Зулумян не пояснил, но для себя он понял ее следующим образом: религия, религиозность, институт церкви могут содержать в себе некую опасность, причем сама церковь, внутри себя, разумеется, знает о своих проблемах и у нее есть механизмы для борьбы с ними. Роль Василовской в проведении и подготовке выставки "Осторожно, религия!", ему доподлинно не известна. На выставку он представил две свои работы, не имеющие названий. Первая работа представляет собой черно-белую фотографию размером 50x60 см, на которой, на фоне ряда рук священников и православных крестов, справа имеется изображение мальчика. Прямого смысла, идеи данная работа не имеет. Вторая работа представляет собой серию, состоящую из двух черно-белых документальных фотографий размерами 30x40 см, на которых изображены православные граждане, протестующие против демонстрации фильма Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа". Эти фотографии в помещении музея он передал Василовской. Насколько ему известно, отбор экспонатов на выставку "Осторожно, религия!" проводил сам Зулумян.

Показания свидетеля Сигутина А.В. о том, что в сентябре-октябре 2002 года Зулумян сообщил ему о том, что он хочет организовать и провести выставку под названием "Осторожно, религия!", посвященную религиозной тематике. Позже от Зулумяна ему стало известно, что эта выставка будет проходить в музее имени А. Сахарова. Концепцию выставки Зулумян объяснил, как предоставление художникам права и возможности высказаться на тему религии. При этом никакая конкретная религиозная конфессия не имелась в виду. Название выставки он понял двояко: с одной стороны, с религий необходимо обращаться осторожно, поскольку она имеет отношение к внутреннему миру человека, с другой – религия, как форма сознания, опасна, если формирует однобокое, поверхностное сознание у человека, которое является почвой для религиозного фанатизма. Работу для демонстрации на выставке он выбирал совместно с Зулумяном, при этом критериями отбора были компактность работы и легкость при монтаже. Для выставки были выбраны две работы "Художнику на заметку" и "Слова подобные молоту". Работа "Художнику на заметку" представляет собой текст, написанный водяной краской на белой ткани размерами примерно 70x110 см. Текст является цитатой из Соборного послания 18 века. Работа под названием "Слова, подобные молоту" представляет собой листы белой писчей бумаги размерами 13x18 см, содержащие фрагменты Нового и Ветхого Заветов. Работа выполнена в виде уличных объявлений и каждый, кого заинтересовала конкретная цитата, может оторвать себе полоску бумаги. Смысл работы состоит в том, что христианская культура предъявляет особые требования к каждому человеку, в свою очередь, каждый христианин должен этим требованиям отвечать. В выставочном зале музея он встретился с Василовской, которая указала ему место для монтажа работ. В выставочном зале, кроме Василовской, находился также Зулумян. Непосредственный отбор работ, предоставляемых на выставку, осуществлял Зулумяном.

Показаниями свидетеля Кулика О.Б. о том, что в начале декабря 2002 года Михальчук сообщила, что в январе 2003 года состоится выставка, посвященная религии и организаторы выставки хотят, чтобы он принял в ней участие. Она попросила представить на выставку одну из его работ, посвященных теме защиты животных. Он согласился и сообщил, что готов представить работу под названием "Новое слово". Вопросы организации проведения и концепции выставки он с Михальчук не обсуждал. Затем ему позвонил Зулумян и попросил передать ему работу для монтажа на выставке. В беседе Зулумян сообщил, что выставка, на которую он передает работу, имеет название "Осторожно, религия!" и будет проходить в выставочном зале музея имени А.Сахарова. Концепцию выставки они не обсуждали, поскольку этот вопрос его (Кулика) не интересовал. Работа "Новое слово" представляет собой цветную фотографию размерами 20x30 см, помещенную под прозрачное стекло в раму. На фотографии изображен он, Кулик, в образе мученика, одетого в красно-белый плащ и держащего на руках поросенка. На переднем плане фотографии запечатлены, стоящие перед ним на коленях, юноша и девушка. При этом на плече юноши сидит попугай, а у ног девушки – кошка. Основная идея его работы заключается в проявлении сострадания к животным. К Теме религии данная работа, по его мнению, никакого отношения не имеет.

Показаниями свидетеля Виноградова Г.И. о том, что в начале января 2003 ему позвонил Зулумян и сообщил, что в музее имени А.Сахарова 14 января 2003 года откроется выставка под названием "Осторожно, религия!". Зулумян зачитал ему свою концепцию выставки, которая сводится к следующему: с одной стороны в современном обществе духовные ценности дискредитированы, поэтому к религии нужно относится трепетно и нежно, с другой стороны необходимо быть осторожными в обращении с религией, поскольку она может принимать достаточно агрессивные формы. На выставку он представил две работы. Первая под названием "Ддуша", подготовленная им в 2000 году, представляет собой три холста, на которые путем компьютерной печати нанесено фотографическое изображение лица молодой девушки. На лицо девушки помещена цветовая проекция креста красного цвета. Идеей работы является демонстрация проекции мира духовного на телесный образ человека. Вторая работа называется "Порфирий Иванов – ДрахуЯЯЯЯ- МахуЯЯЯЯ" (имя святого праведника с острова Новая Гвинея). На открытии выставки он установил перед зеркалом два ведра, заполненные снегом, затем встал в них босыми ногами и начал играть на гитаре. Смысл его работы заключается в единении человечества перед лицом природы. Его работы не имели антирелигиозного смысла и не могли унизить верующих.

Заключением комплексной судебной экспертизы.

Заключением эксперта Цеханской К.В. (этнографо-религиоведческая часть экспертизы), из которого следует:

Выставка "Осторожно, религия!" носит открытый, публичный характер инспирированного, то есть подстрекательского внушения антиправославных и антирусских идей, возбуждающих национальную, расовую и религиозную вражду, унижающих национальное достоинство, пропагандирующих неполноценность граждан по признаку их отношения к религии и национальности. Суть выставки заключается в том, чтобы дискредитировать христианство через систему определенных действий, конкретно – через демонстративное поругание, переиначивание легко узнаваемых символов христианства.

Такие идеи инспирируются в сознание человека через зрительный ряд переиначенных, но легко узнаваемых предметов-святынь. Издевательская перекодировка сакральных религиозных символов в виде Животворящего Креста, обвешанного сосисками, распятой обнаженной женщины, является попыткой нейропредметного программирования личности.

Название выставки не соответствует ее содержанию. Вместо декларированных организаторами размышлений о духовной и религиозной свободе человека, в действительности подбор экспонатов сведен к оскорблению чувств православных верующих, в форме намеренного извращения изначальных смыслов христианских символов и архетипов православной культуры.

Икона – главный выразитель православия. Иконопочитание является составной частью православного вероучения, которое, как всякая религиозная система предполагает целостный взгляд на мир, на человека, содержит совокупность этических норм, эстетических представлений.

Значимость икон во всех этапах русской и отечественной историй позволяет правильно понять русский менталитет, духовную культуру народа, которая выросла из православия, впитала элементы многих составляющих, сформировала направленность сознания, характер, миропонимание, тип поведения, политическое и экономическое своеобразие истории. Все это позволило России стать одним из ярчайших явлений мировой цивилизации.

После снятия запретов и ограничений советской власти стало очевидно, что православие остается традиционной религией большинства населения России, основой которого служат многовековые глубины народного сознания. Устроение быта, менталитет народа, особенно в сельской местности, всегда оставался православным, и икона едва ли не в каждом деревенском доме – свидетельство живой веры народа.

Показательна общественная реакция в некоторых странах на попытки художников-творцов вовлечь в свое "искусство" искаженные образы и символы христианства. Так, в Великобритании жесткому остракизму была подвергнута кинолента Уингроу "Видение Экстаза", издевательски изображающая жизнь святой католической церкви – Терезы Авильской. Британское управление классификации фильмов не выдало Уингроу сертификата, позволившего ему демонстрировать свой фильм на публике. Более того, – Европейский суд по правам человека, опираясь на положения Европейской конвенции о защите прав человека, дважды признал правоту Британского управления.

Следует подчеркнуть, что в своем решении Европейский суд указал кинорежиссеру на то, что свобода слова и вдохновения не освобождают от обязанности избегать общественной демонстрации того, что представляется другим людям необоснованно оскорбительным и даже оскверняющим религиозные ценности.

Основное средство унижения христианской религии и оскорбления людей, ее исповедующих – это соединение иконописной символики с профанными объектами и текстами. Это и есть специальная технология, средство унижения образов и святынь Православия. Оскорбительную характеристику получает крест, обвитый сосисками, икона, помещенная между ног женщины, 8 икон Иисуса Христа и Божией Матери, на которых вырезаны слова "Lenin", "Vodka", "Ка1аshnikov". Особенно оскорбительна пародия на Причастие в рекламе кока-колы с надписью по-английски "Сие есть Кровь Моя".

Подобная манипуляция Каноническими символами Русской православной церкви намеренно направлена на формирование глумливой эмоциональной оценки сакральных религиозных образов.

Тот факт, что художники-концептуалисты использовали в своих инсталляциях не подлинные иконы и предметы культа, нисколько не меняет сущности содеянного, так как и настоящие освященные иконы и их подобия, репродукции имеют прямое обращение к Образу. Икона с греческого языка переводится как образ. Икона призвана вызывать в сознании человека молитвенное состояние, это ее основное духовное предназначение. Поэтому сама по себе подмена икон их подобиями и копиями в процессе зрительного восприятия несущественна. Зритель или молящийся человек эмоционально воспринимает иконописный образ, не отдавая себе отчет в том, освящен образ или нет.

При сопоставлении с профанными объектами все изобразительные и вербальные символы Православия, использованные участниками выставки не деформированы, не изменены, они легко узнаваемы, так как поданы в традиционной канонической форме. Унижение священных для верующих объектов совершалось через сопоставление и уравнение их с объектами низменными, бытовыми, что равносильно открытому унижению и издевательству.

Безусловно, вся христианская символика, использованная на выставке – образ Креста, Спасителя, Божией Матери, одни из главных духовных и культурных ценностей русских людей. Православные культовые предметы, использованные на выставке, являются одними из главных ценностей русской истории, культуры. В иконописных образах православные видят Первообраз, поэтому икона была и остается самой священной, самой оберегаемой реликвией всего русского народа. Вся национальная история состоит из великих военных побед, напрямую связанных в русском самосознании с заступничеством Божией Матери. Эта помощь шла через соборные молитвы иконам Владимирской, Смоленской, Курской, Казанской Божией Матери. И помещать образ Богородицы между ногами женщины, значит, унижать и оскорбить духовные подвиги и веру нашего народа, (т. 1 л.д. 235-242).

Заключением эксперта Марковой Н.Е. (социально-культурная часть экспертизы), из которого следует:

Анализ идеологической принадлежности экспонатов выставки "Осторожно, религия!" показывает в разной степени выраженную антихристианскую направленность, характерную для западной контркультуры. Социологические функции этих произведений – десакрализация православных, христианских ценностей, дехристианизация общества, внедрение антихристианских религиозных движений. Для верующих людей предметы отправления культа представляют большую духовную ценность. Они представляют величайшую ценность, как незримо связанные с Богом, имеют небесную сущность и окружены любовью и поклонением.

Православие отнюдь не является угасшей религией, святыни которой не вызывают у приверженцев ни малейших чувств. Напротив, по данным социологического опроса ВЦИОМ, проведенного в ноябре 1998 года, в настоящее время в России православие исповедуют 85 – 90 % от числа всех верующих или половина населения страны, а к православной культурной традиции относит себя большинство населения.

Православные верующие испытали шок, и это не является преувеличением или метафорой. В социологии существует термин, абсолютно точно описывающий ситуацию: Культурный шок, – ощущение краха, который могут испытывать люди при столкновении с отличной и во многом чуждой им культурой, которой ставятся под сомнение или подрываются представления, составляющие основу их видения мира. Теория фрустрации – агрессии объясняет последующее агрессивное поведение верующих людей, посетивших выставку, как реакцию на фрустрацию, вызванную деструктивными социально-культурными воздействиями.

(т. 1 л.д. 242-263)

Заключением экспертов Козловой Ю.А. и Бекеневой Н.Г., специалистов в области древнерусского искусства (искусствоведческая часть экспертизы), из которого следует:

Экспонат Зражевской А.А "Не сотвори себе кумира" носит ярко выраженный оскорбительный кощунственный характер, задевающий чувства православных христиан, поскольку как указывают древние письменные источники во все эпохи оклад – украшение иконы, является неотъемлемой частью смысла священного образа. Как правило оклад составляет единый художественный ансамбль с живописным произведением, иными словами, икона и ее оклад образуют нерасторжимое духовное единство, духовную целостность. Священный образ и его почитание неотделимы от сущности христианства, и в особенности, православия. Иконы с изображением Спаса на престоле, как правило, являются средником центрального, главного ряда иконостаса русского православного храма. В левой руке Спаса раскрытое Евангелие, на котором бывает начертан отрывок из текстов священного писания. Название работы "Не сотвори себе кумира" – цитата из книга "Исход Ветхого Завета", входящая в число 10 заповедей. Автор данной работы выражает издевательское отношение не только к ценностям православия, но и к основополагающим ценностям европейской цивилизации, современного мира.

Экспонат А. Косолапова "Кока-кола" представляет собою цветной рекламный плакат, в котором применены основные агрессивные приемы современной рекламы. А. Косолапое создал "произведение" откровенно издевательского, кощунственного характера, поскольку в его композицию включен лик Спасителя, легко узнаваемый, показательный и для католической и для восточно-христианской традиции. Значимой частью композиции также является надпись на английском языке "Сие есть моя кровь". Эти слова являются частью фразы, произносимой во время литургии – основного христианского богослужения, когда священник повторяет слова Спасителя, сказанные им апостолам во время причащения. В данном случае очевидно глумление и над обрядами христианской, прежде всего православной церкви, над текстами Евангелия, поскольку эти слова Христа включены в тексты евангельского повествования. Экспонат носит заведомо шокирующий, провокационный характер, так как в нем сознательно и осмысленно сопоставлены и отождествлены сакральное, священное и обыденное, вульгарное. Тем самым, автор сознательно провоцирует зрителя на ответную враждебную реакцию, на агрессивное действие на религиозной почве, разжигает религиозную вражду.

Название экспоната В.М. Орлова и А.Ю. Митлянской "Тайная вечеря" взято из евангельского повествования, в котором рассказывается о последней трапезе Спасителя с его учениками, апостолами. Необходимо также вспомнить о том, что в раннехристианском искусстве изображение рыбы было одним из символов Христа. Использование фотографических образов разделенной на куски рыбы в этом контексте может рассматриваться как кощунственное обозначение, как глумливый символ слов Христа о его искупительной жертве и о таинстве причастия. Закономерен вывод -описанный экспонат формирует у зрителя отрицательное, издевательское отношение к христианской церкви в целом, особенно к ее таинствам.

Экспонат И.Вальдрон “Не11о, Dolly” имеет определенную явственно выраженную антихристианскую и антиправославную направленность. В процитированных надписях на этом панно дважды повторяется по-английски и по латыни "Агнец". Это глумливое и кощунственное повторение евангельского выражения "Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира". Христос на тайной вечери, последней трапезе с апостолами уподобляет себя Агнцу, приносимому в жертву за человеческий род. Поэтому Агнец один из основных и наиболее древних христианских символов. Называя овечку Долли -живое существо, полученное путем клонирования Агнцем Божиим, святыней и богом, Вальдрон нарочито и демонстративно символ Христа заменяет образом клонированного существа и приветствует клон. Одновременно автор ставит знак равенства или тождества между клонированием овечки "Долли" и непорочным зачатием Спасителя. Работа содержит издевательство по отношению к основным символам христианства и это издевательство выражено дерзко и агрессивно, что несомненно способствует разжиганию религиозной вражды и розни.

Само название работы А. Дорохова "В начале было слово" носит кощунственный характер, поскольку является цитатой из евангельского текста, Евангелия от Иоанна "В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог". И как видно из приведенного текста Слово одно из имен Бога. На втором панно помещен текст из коммунистического манифеста, служащий фоном для распятия на звезде и соответственно на третьем – большая цитата из "Майн кампф" А. Гитлера, являющаяся фоном для изображения распятого на свастике. Дорохов, используя сравнение и сопоставление указанных текстов пытается внушить зрителю мысль о равенстве и тождестве христианства, фашизма и коммунизма, христианства и тоталитарных идеологий, утвердить эту идею. Подобное утверждение является клеветой на христианство, в особенности, если вспомнить о жестоких гонениях на православную церковь во время коммунистического режима. Экспонат несет в себе негативную оценку и клевету на христианство, возбуждает враждебное отношение к христианской религии и тем самым призывает к разжиганию религиозной розни, (т. 1 л.д. 232-235).

Заключением эксперта, Энеевой Н.Т., специалиста в области современного искусства (искусствоведческая часть экспертизы), из которого следует:

Оскорбительные выпады в адрес православного культа и веры, откровенно провокационные композиции, представленные на выставке "Осторожно, религия!", сами по себе есть кощунственные акты и эффекты были одной из важнейших самостоятельных тем выставки.

Все представленные на выставке работы являются тем, за что они себя выдают -предметами так называемого актуального искусства эпохи постмодернизма. Однако является ли "актуальное искусство" искусством – это вопрос, на который в современном искусствоведении однозначного ответа не имеется. Даже если посмотреть со стороны критерия трудоемкости процесса создания объектов актуального искусства, то и тут налицо деградация: все меньше усилий тратится на эти объекты, и в этом смысле все меньше остается здесь собственно искусства, ибо это слово синонимично не просто понятию труд, но подразумевает труд, безусловно превосходящий меру житейской обыденности. Безусловно, впрочем, что актуальное искусство является направлением некой знакотворческой деятельности, деятельности по созданию символов. Однако в том виде, в котором отечественное актуальное искусство существует сейчас, создаваемые им символы имеют не самостоятельный, но паразитарный характер, ибо лишь используют уже существующие культурные символы, зачастую с целью их разрушения. Возможно, современное актуальное искусство можно определить как знакотворческую деятельность нигилистической ориентации.

Совершенно очевидно, что все, что может сделать, сотворить человек, допустимо в обществе быть не может. Не может быть допустимо никаким общественным строем убийство и грабеж, не может быть допустимо даже элементарное нарушение правил дорожного движения, так как оно ведет к гибели людей, к хаосу хозяйственной и прочей деятельности.

Точно так же и в области смыслов, если сперва зрителю показывается объект -символ, который в сознании всех нормально образованных данным обществом людей ассоциируется с определенными ценностными категориями, а затем к этому символу тем или иным способом присоединяется тот или иной знак отрицания, разрушения, профанации, оскорбления, запрещения, – то это есть смысловое преступление.

В самых демократических странах мира не признается полная свобода художника делать все, что угодно. Так, например, в Соединенных Штатах Америки к тюремному заключению был приговорен известный американский рок-музыкант Фрэнк Залпа за то, что он публично сжег государственный флаг своей страны, заявляя при этом, что с его стороны это – художественный перформанс. (т. 1 л.д. 203-231).

Заключением эксперта Абраменковой В.В. (социально-психологическая часть экспертизы), из которого следует:

В православной христианской религиозной традиции икона является предметом культа, рассматривается не просто как художественное изображение, картина, а как молельный образ, в котором сокровенно присутствует Сам Господь, Божия Матерь или святые. Икона, а также любое другое изображение священного предмета или образа рассматриваются верующими как объекты религиозного почитания. В православной христианской культуре считается, что иконы как материальные объекты непосредственно связаны с духовными первообразами предметов и лиц, которые изображены на них.

Верующими православными христианами любые манипуляции с иконами вне сферы их почитания воспринимаются как надругательство, повреждение, глумление, вызывая тяжелую психическую травму, страдания, сопоставимые с переживаниями по поводу оскорблений близких людей – матери, жены, ребенка.

Экспонат "Фото", где любой мог сфотографироваться в виде иконографического изображения Иисуса Христа на Престоле, взяв в руки любую книгу вместо Библии, выступая, как бы, в роли Иисуса Христа, не мог не вызвать у верующих аффективного психо-, эмоционального отношения. Для верующих такое действие равносильно публичному унижению их почитания Иисуса Христа как Богочеловека, как агрессивное неприятие религиозного убеждения о божественной природе Иисуса Христа, для выражения которого используются христианская религиозная символика и предметы религиозного культа. Другой вариант расшифровки смысла данного экспоната "не сотвори себе кумира" появляется, если слово кумир отнести не к зрителю, которому предлагается сфотографироваться, а к изображенной на щите иконографии. В этом варианте идея экспоната прочитывается как: "не сотвори себе кумира, даже если это Сам Бог". Эта трактовка, с традиционно христианской точки зрения, есть заявление позиции активно антихристианской, как призыв к неверию, отрицанию веры. Предложение сделать фото, подставив на место иконного лика свое собственное лицо, равнозначно символическому свержению с престола, то есть, в христианских понятиях, делу прямо сатанинскому, и значит, это не просто кощунственный, а прямо богоборческий смысл.

Экспонат А. Косолапова "Кока-кола" "Сие есть кровь моя" представляет собой яркое воплощение кощунства. Кощунство само по себе является крайней формой уничижения и отрицательных эмоциональных оценок автора по отношению к объекту религиозного почитания. С точки зрения психологии восприятия и воздействия на зрителя, эта работа агрессивна, поскольку кощунственное отождествление святыни и ширпотреба, высокого и низкого содержит провокацию и побуждает к ответным враждебным действиям, к развитию аффективных реакций, агрессивных, нетерпимых отношений между индивидами, а также социальными группами на почве религиозных убеждений.

Сюда же следует отнести экспонат А. Тер-Оганьяна, который восемь православных икон подверг изощренному надругательству, вырезал на них слова "Vodka", "Каlаshnikov", изображение серпа и молота. На иконе с изображением Богородицы по диагонали выполнена надпись "Lenin". Физическое и смысловое перечеркивание икон посредством надписей и изображений на них, есть символический знак их полного отрицания и запрета, выражающего крайне негативное отношение автора не только к русской иконописи, но и к русскому менталитету, то есть это проявление агрессивной русофобии.

Такое осквернение, намеренное повреждение, надругательство или глумление над иконами воспринимается каждым культурным россиянином и, особенно верующим, как буквальное надругательство или глумление над изображенными на них объектами религиозного почитания, образами Иисуса Христа, Богородицы, святых людей и событиями – церковными праздниками.

Сам факт порезов иконографического изображения вызывает у православных христиан глубокие моральные страдания. Разрушение иконографического изображения на экспонатах А.Зражевской и А.Тер-Оганьяна может однозначно восприниматься последователями Русской православной церкви как насильственное действие, нанесение символических ран, порезов самому Живому Богу, Божией Матери и святым.

В целом следует оценить данные экспонаты как агрессивное антихристианское изображение, унизительное и оскорбительное не только для граждан православного христианского вероисповедания, но и для всех культурных людей, то есть психотравмирующее негативное воздействие экспонатов распространяется на более широкую социальную общность.

Для православного христианина исключительно значимыми являются евангельские положения и учение отцов церкви, отсюда при всей веротерпимости христианского православного учения и убеждения о невозможности негативного воздействия на Божественную сущность оскорбительные, с точки зрения верующего, выпады в адрес церкви, ее учения, таинств, символики могут вызывать и вызывают активные противодействия и возмущения. С психологической точки зрения, подобные воздействия, как правило, вызывают аффективные реакции даже у тех верующих, чей индивидуально-психический личностный статус достаточно миролюбив и неагрессивен.

Большинство названий экспонатов, либо сопровождающих словосочетаний: "Не сотвори себе кумира", "Сие есть кровь моя", "В начале было слово", "Свято место пусто не бывает", а также использование библейских имен и событий, имеют четкую отнесенность к христианству. Эксплуатируя христианские смыслы и символику, паразитируя на традиционности этих смыслов, авторы производят подмену и содержательно переворачивают значение каждого из образов.

Анализ символизма выставки позволяет утверждать, что целый ряд экспонатов намеренно апеллирует к неосознанным установкам, глубинным религиозным архетипам, структурам и элементам христианского сознания зрителя, с одной стороны, внушая при этом гибель христианства, уничтожение церкви, а с другой стороны, навязывая очевидную подмену христианства на "новую религию".

Таким образом, экспозиция выставки "Осторожно, религия!" имеет многозначный смысл: с одной стороны – в уничтожении, дискредитации, стирании из социальной памяти людей религии Православия как основы русской культуры и, с другой стороны, в насаждении иной религии, восходящей к оккультным учениям и характеризующейся религиозной ненавистью и нетерпимостью к христианству, (т. 1 л.д. 264-287).

Показаниями специалиста Калашникова Е.В., члена Союза художников России, кандидата искусствоведения, из которых следует, что обращает на себя внимание профессионализм авторов документа – заключение экспертов. Точный иконографический анализ представленных изображений, компетентность в сфере православного ритуала, осведомленность в понятийной системе современного искусства – позволяют сделать обоснованные выводы о кощунственном характере экспонатов. Причем, эксперты аргументировано показывают многомерность созданных провокационных мотивов. Благодаря этому, исследование выходит за рамки узкоконкретного анализа экспонатов и касается общих принципов бытования концептуального искусства. При углубленном подходе авторы экспертизы проявляют предельную корректность, непредвзятость в оценках и выводах, и широту подхода.

История современного искусства сложилась таким образом, что его произведения приобретают некий смысл лишь в определенном контексте. В этой связи устроители были обязаны учитывать и контекстуальное взаимодействие экспонатов выставки, поскольку даже относительно нейтральные работы испытывали влияние однозначно оскорбительных изделий. Если подобные явления имеют место в экспозициях традиционного искусства, то выставки современного искусства демонстрируют особо активное срабатывание влияния элементов выставки, чего не могли не знать подсудимые. Контекстный характер современного искусства требовал от устроителей выставки учета сложившихся в России традиций отношения к общественной роли искусства.

Показаниями специалиста Ямщикова С.В. – ведущего специалиста Государственного НИИ реставрации, заслуженного реставратора, заслуженного деятеля искусств России, академика РАЕН, аналогичными по содержанию показаниям специалиста Калашникова Е.В., который, не причисляя себя к ортодоксальным верующим, назвал выставку кощунственной и оскорбительной, которую нельзя рассматривать как критику недостатков церкви, поскольку критика – это разумный спор, а не плевки в лицо.

Показаниями свидетеля Ряховского С.В., являющегося членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Председателем Российского объединенного союза веры Евангельской, сопредседателем консультативного совета глав Протестантских церквей России, который выразил резко негативную оценку действий организаторов и участников выставки "Осторожно, религия!", носящих по его мнению откровенно политический и провокационный характер, поскольку представляют собой кощунственное глумление и издевательство над христианскими святынями и предметами культа, оскорбляют религиозные и национальные чувства, чем разжигают и возбуждают религиозную вражду и рознь. Он пояснил, что по мнению российских протестантов никак не может быть оправдано свободой литературного, художественного или иного вида творчества, провоцирование в российском обществе межрелигиозной нетерпимости. Организаторы выставки намеренно выстроили экспозиционный ряд таким образом, что его восприятие зрителями вызывает отрицательные эмоции и негативные установки в отношении социальной группы граждан России, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к христианству. Публичные действия организаторов и участников выставки выразили недоверие, неприязнь, насмешку, чувство отвращения к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам христиан, так как пропагандируют неполноценность этих граждан по религиозному и национальному признаку.

Показаниями свидетеля Обухова М.М. – священника Русской православной церкви о том, что выставка "Осторожно, религия!" оскорбила и унизила человеческое достоинство значительного числа православных граждан России. О выставке он и его прихожане узнали из средств массовой информации. В беседах прихожане рассказывали ему о перенесенных нравственных страданиях, унижения их человеческого достоинства, что спровоцировало чувство вражды верующих к устроителям выставки и в некоторых случаях ко всем неверующим. Устроители и участники выставки, а также авторы массовых публикаций по содержанию аналогичных выставке показывают свою враждебность к верующим.

Депутатским запросом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Астраханкиной Т.А. от 23.01.2003г. в адрес Генерального прокурора РФ Устинова В.В., из которого следует, что к ней поступило коллективное обращение православных граждан г.Москвы с просьбой оказать содействие в прекращении глумления над их религиозными и национальными чувствами, выразившегося в проведении в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова выставки "Осторожно, религия!", большая часть экспонатов которой непосредственно затрагивала религиозные чувства традиционной конфесиии России – Православия. В обращении Астраханкина Т.А. просит в целях недопущения разжигания вражды на религиозной почве рассмотреть вопрос о применении мер прокурорского реагирования для прекращения работы выставки "Осторожно, религия!". (т. 1 л.д. 45-47).

Трудовым договором Василовской Л.В., с Международной общественной организации "Фонд Андрея Сахарова – общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" от 30 декабря 2002 года, из которого следует, что в обязанности Василовской Л.В, как куратора постоянной экспозиции, руководителя группы организации выставок и комплектации фондов музея (руководителя проектов) в части организации выставочной работы входит: составление и обсуждение плана выставок; анализ, мониторинг актуальности темы или нескольких тем; контакты и переговоры с возможными исполнителями; консультации с экспертами, специалистами; планирование бюджета выставок; утверждение плана у директора музея; подготовка материалов о музейных выставках для сайта и буклетов музея (текст, фото, сведения об авторах, организация печати буклетов, контроль за постановкой материалов на сайт); организация привлеченных выставок. (том 1 л.д.63-64).

Приказом исполнительного директора Фонда и директора Музея и общественного центра Самодурова Ю.В. от 06.01.2003 #71, согласно которому с Василовской Л.В. продлен срок трудового договора на период с 01.01.2003 по 31.12.2003 г. (том 1 л.д. 65-66).

Инструкцией по выполнению должностных обязанностей куратора постоянной экспозиции, руководителя группы организации выставок и комплектации фондов музея и общественного центра имени Андрея Сахарова, согласно которой выставки, включенные в план и на которые музей не выделяет средств, работник (в данном случае – Василовская Л.В.) при согласии куратора имеет право готовить по упрощенной процедуре, а именно: работник может заключать устные соглашения с куратором привлекаемой выставки обо всех существенных моментах и вопросах ее подготовки. При работе по упрощенной процедуре работник обязан заключить с куратором устную или письменную договоренность о том, что выставка может быть открыта только после предварительного осмотра ее директором музея и получения разрешения директора на ее открытие, и что директор имеет право отложить открытие выставки до того момента, когда куратор устранит замечания директора, вплоть до снятия экспонатов, которые, по мнению директора музея, не соответствуют согласованной и утвержденной концепции выставки или нарушают общественные приличия и потому невозможны для показа в музее. Работник обязан докладывать директору обо всех серьезных случаях невыполнения куратором заключенных с работником устных соглашений. (том 1 л.д. 67-69).

Протоколом #2/01 от 14.05.2001г. заседания членов международной общественной организации "Фонд Андрея Сахарова – Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", из которого следует, что исполнительным директором Фонда избран Самодуров Ю.В. (т. 1 л.д. 73-74).

Планом выставки на 2003 год, утвержденным Самодуровым Ю.В. 20.12.2002г., согласно которому время проведение выставки "Осторожно, религия!" запланировано с 09.01. по 10.02.2003г., автором идеи и куратором проекта указан Зулумян А.Г. (том 1 л.д. 75).

Списком экспонатов, представленных на выставке "Осторожно, религия!" за подписью куратора выставки А.Зулумяна, в котором указано 45 экспонатов. (т. 1 л.д. 106-107).

Уставом автономной некоммерческой организации культуры "Музей и общественный центр "Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова", согласно которому директор музея наделен полномочиями руководить его текущей деятельностью, действовать без доверенности от имени музея, нести ответственность за выбор, приобретение, установку и функционирование всех экспонатов и подготовку экспозиции музея. (том 2 л.д. 301-311).

Вещественными доказательствами: перечисленными выше экспонатами художников, фотоснимками экспонатов, представленных на выставке "Осторожно, религия!"; копиями текстов к выставке: Зулумяна А.Г под названием "Осторожно, религия!", Саркисян О.Р. под названием "Живая религия"; Золян Н. под названием "Познающий себя есть собственный палач"; Михальчук А.А. под названием "Осторожно, религия"; Пожарицкой М.Б. (без названия); Дорохова А.А. под названием "В начале было слово", которые осмотрены и приобщены к делу, (том 3 л.д. 103-168, 217-280).

Отзывами членов Научно-редакционного совета по изданию "Православной энциклопедии" на обращения адвокатов Павловой Л.О. и Полозовой Л.В. в связи с возбуждением уголовного дела по факту воспрепятствования публичной демонстрации экспонатов на выставке "Осторожно, религия!". В обращении адвокаты просят ответить на вопросы, в числе которых были указаны:

1. Содержат ли экспонаты неприязнь, оскорбление по отношении к православному вероисповеданию граждан, идеи и взгляды, подрывающие доверие и уважение к православному вероисповеданию?

2. Оскорбляют ли экспонаты чувства православных верующих, выражают ли религиозную вражду, унижают ли национальное достоинство?

3. Могут ли экспонаты возбудить национальную или религиозную вражду?

Отзывом доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, председателя научного совета РАН "Роль религий в истории" Назаренко А.М.: "На вопросы ... ответ может быть только один: "да". ...В данных же случаях, речь идет о действиях, совершаемых с особым цинизмом, откровенно вызывающих и, очевидно, рассчитанных на провокацию. Мы имеем дело не просто с оскорблением чувств православных людей по неведению или безвкусию, а с оскорблением целенаправленным, адресованным именно против православия (а не религии вообще), оскорблением в форме, которая должна восприниматься наиболее болезненно", (том 3 л.д. 179).

Отзывом доцента Московской духовной ккадемии, кандидата богословия, члена Богослужебной синодальной комиссии, насельника Троице-Сергиевой Лавры, игумена Андроника (Трубачева): "...Культовые предметы и изображения, использованные в экспонатах, связаны с 1000-летней историей Русской Православной Церкви, значимы для социальной памяти и общественной нравственности как православных христиан, так и любого гражданина России, связывающего себя с историей Родины...Экспонаты содержат глумление над православным вероисповеданием и Русской Православной Церковью как юридическим лицом. Экспонаты приписывают Церкви чуждые ей идеи и взгляды. Экспонаты оскорбляют чувства православных верующих, выражают нетерпимость авторов и организаторов выставки по отношению к верующим и Русской Православной Церкви", (том 3 л.д. 180).

Открытым письмом деятелей науки, культуры и искусства (всего 38 человек) Президенту РФ в связи с провокацинной выставкой в Сахаровском центра под названием "Глумление", опубликованное в газете "Советская Россия" 6 февраля 2003 года #14.

Из письма следует: "... В обществе назревает, возможно, самое опасное противостояние – по религиозному и национальному признаку, в котором терроризм может стать лишь одной, далеко не единственной формой диалога одержимых.... Из темных глубин сердца и подсознания поднимаются расчетливыми манипуляторами самые опасные инстинкты, противостоять разгулу которых не в силах ни одна государственная власть. Но, похоже, именно всплеск межнациональной и межрелигиозной розни планировали организаторы выставки "Осторожно, религия!" с экспонатами исключительно антихристианской направленности, провоцирующими в первую очередь православных". (т. 3 л.д. 216).

Многочисленными коллективными заявлениям и заявлениями отдельных граждан о признании их потерпевшими по настоящему уголовному делу в связи с причинением им действиями устроителей выставки больших психологических и нравственных страданий. (т. 4 – 14).

Письмами в суд представителей различных религиозных конфессий: муфтия Фарида Салмана – главы Совета богословов, заместителя председателя Центрального духовного управления – мусульман России; раввина Когана З.Л. – председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России; Пудова В.С. - главы представительства Евангелическо-Лютеранской церкви в г. Москве, в которых выражена поддержка православных верующих и резкое осуждение действий устроителей и организаторов выставки.

Анализ, приведенных доказательств позволяет суду утверждать, что подсудимые, допустив публичную демонстрацию приведенных в настоящем приговоре экспонатов на выставке под названием "Осторожно, религия!" совершили действия, направленные на возбуждение вражды, на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и отношении к религии.

В значимой части общества, в основном православных верующих, в связи с демонстрацией устроителями выставки указанных экспонатов появились враждебные настроения не только по отношению к подсудимым и участникам выставки, но и к лицам поддерживающим их взгляды.

В обществе проявились и обратные враждебные настроения, напрямую связанные в выставкой "Осторожно, религия!", поскольку имеются группы лиц, которые считают, что в Русской православной церкви и в православной вере в целом существуют явные признаки религиозного фундаментализма и открыто заявляют не только о недостатках в Церкви, но и недопустимо критикуют существующие в православной вере принципы, основанные на сокральности [так в тексте] и духовности.

Наиболее яркими подтверждениями такого мнения являются многочисленные публикации в средствах массовой информации (по подсчетам Самодурова Ю.В. около 400) как противников, так и сторонников выставки, а также явно враждебное поведение группы верующих по отношению к идеологическим противникам в здании суда.

Устроители выставки унизили достоинство группы лиц по признакам национальности и отношения к религии, и это утверждение следователя нашло свое подтверждение и в ходе судебного разбирательства.

Прежде всего следует сказать об ошибочности утверждения защитников Шмидта Ю.М. и Насонова С.А. о том, что прежняя редакция ст. 282 УК РФ, действовавшая в период совершения данного преступления, не устанавливала ответственности за действия, направленные на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии. Действительно законодатель дословно в новой редакции диспозиции ст. 282 УК РФ не воспроизвел в прежнем содержании норму закона. Однако такое дублирование и не требуется поскольку прежняя норма закона запрещала под угрозой уголовного наказания пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, что включает в себя и унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии.

В этой связи требования защитников о нарушении следователем принципов, установленных в ст. 9 и 10 УК РФ не имеют под собой оснований.

Является очевидным и доказанным утверждение органа предварительного расследования о том, что Самодуров Ю.В. и Василовская Л.В. унизили достоинство верующих по признаку их национальности. Это обстоятельство явно просматривается в экспонатах выставки.

Так, большинство работ выставки было обращено к Русской православной церкви, в которой основную часть верующих составляют люди русской национальности. Русская культура во многом выросла на традициях и обычаях сформировавшихся в Русской православной церкви, и потому осквернение и уничижение образов православных святынь для верующего человека является унижением его национального достоинства.

Анализ работ выставки указанных в приговоре также свидетельствует о доказанности вины подсудимых в совершении инкриминируемых им действий. Такой анализ достаточно полно и четко приведен в заключении комиссионной экспертизы и с этим мнением экспертов суд соглашается.

1. Экспонаты Магидовой Н.В.: плакат-афиша выставки "Осторожно, религия!" и продолжающая его работа "Свято место пусто не бывает". Афиша точно передает откровенно издевательский и кощунственный смысл выставки. Священное изображение, которое должен обрамлять и украшать оклад, заменено дорожным знаком, имеющим негативный смысл, так как обозначает некую опасность, то есть нечто заведомо негативное. Таким образом, в слово "религия" уже в афише вложен сугубо отрицательный смысл. "Свято место пусто не бывает", означает, что на том месте, где должен быть изображен лик Христа, может быть помещено все что угодно. Это является надругательством над святой иконой.

2. Экспонат Зражевской А.А. "Не сотвори сете кумира". Воплощает святотатскую идею автора: каждый сам себе Бог. Предложение сделать фото, подставив на место иконного лика свое собственное лицо, равноценно символическому свержению с престола. Работа носит ярко выраженный оскорбительный кощунственный характер, задевает чувства православных христиан.

3. Экспонат Кулика О.Б. "Новое слово". Специализация художника Кулика, его жанр – сатанизм и половые девиации: гомосексуализм, зоофилия, педофилия. Использование образа Иисуса – костюмированный мужчина, вместо рук у которого коровьи копыта, и на них лежит труп поросенка, содержит латентное содержание: пропаганда сатанизма и зоофилии. Социальная функция работы: дехрестианизация [так в тексте], пропаганда социальных девиаций.

4. Экспонат Дорохова А.А. "В начале было слово". Христианство уподобляется нацизму и коммунизму, двум человеконенавистническим идеологиям, ставших основами тоталитарных режимов 20 века. Работа опорочивает христианскую религию, приравнивая ее к фашизму.

5. Экспонат Елагиной Е. "Иксисос". Манипуляция словами направлена на достижение определенной психологической цели – иронично-глумливо внедрить в сознание человека профанный объект (сосиски) в качестве предметной ценности, достойной находиться на Кресте.

6. Экспонат Косолапова А. "Кока-кола". С точки зрения психологии восприятия и воздействия на зрителя, эта работа агрессивна, поскольку кощунственное отождествление святыни и ширпотреба содержит провокацию и побуждает к враждебным ответным действиям, к развитию агрессивных, нетерпимых отношений между индивидами, а также социальными группами на почве религиозных убеждений.

7. Экспонат Тер-Оганьяна А.С. "Иконы на картоне". Суммарным смыслом рассматриваемого экспоната является не просто негативное отношение, но и выражение ненависти к Христу, Божей Матери, христианству, Русской православной церкви, простому верующему русскому народу и православной русской культуре.

8. Экспонат Орлова В.М. и Митлянской А.Ю. "Последний ужин". В раннехристианском искусстве изображение рыбы было одним из символов Христа. Использование фотографических образов разделенной на куски рыбы в этом контексте может рассматриваться как кощунственное изображение.

9. Экспонат Вальдрон И. "Не11о Dolli". В надписях на панно дважды повторяется по-английски и по латыни "Агнец". Это глумливое и кощунственное повторение евангельского выражения "Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира". Называя овечку Долли – живое существо, полученное путем клонирования, Агнецем Бежим, Свябыней и Богом, автор работы подменяет символ Христа образом клонированного существа и приветствует клон.

10. Экспонат Зауташвили И. без названия. Образ иконы Божей Матери обуславливается половым стимулом. Все остальные предметы данной инсталляции являются незначительными атрибутами, так как резкое физиологическое воздействия первой фотографии и моральный шок, в который она погружает, перекрывает все другие ассоциации.

Совместная публичная демонстрация приведенных экспонатов, каждый из которых имеет негативное, недопустимо оскорбительное содержание по отношению к христианству, к православию, Русской православной церкви вызвала обратную реакцию группы верующих, направленную на пресечение враждебных действий, унижающих их достоинство. Отдельная демонстрация экспонатов выставки могла и не вызвать негативных последствий, а соответственно и не образовать состав преступления.

Другие экспонаты выставки, не указанные в настоящем приговоре, в большинстве своем также негативно восприняты верующими православными гражданами, однако по мнению суда, не являются враждебными, унижающими достоинство верующих лиц, а лишь дополнили негативное восприятие экспонатов выставки. Такое мнение суда в основном основано на заключении экспертов, а также на объективной оценке этих работ.

Оценивая мнение специалистов Шабельникова Л.Ю., Кикодзе Е.Э., Яковенко И.Г., Левада Ю.А., Пилипенко А.А., Бажанова Л.А., Фурмана Д.Е., Гиренко Н.М., Гудскова Н.Л., Стефаненко Т.Г., Пинуса А.Л., Ерофеева А.В., Деготь Е.Ю., Абалаковой Н.Б., выступивших на стороне защиты, суд считает, что они высказаны без учета требований части 3 статьи 17 Конституции РФ, которой установлено: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" и части 2 ст. 29 Конституции Р.Ф: – "Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду".

В данном случае действиями подсудимых, заключающимися в публичной демонстрации на выставке "Осторожно, религия!" враждебных, унижающих достоинство верующих лиц экспонатов, нарушены права и свободы этих лиц.

Утверждения этих специалистов о том, что действующим законодательством публичная демонстрация таких работ запрещена только вблизи объектов религиозного почитания являются ошибочными.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 26.06.2004г. # 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом воспрепятствование осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещается.

Из этой нормы закона следует, что преследуется в соответствии с федеральным законом, в данном случае Уголовным Кодексом РФ, умышленное оскорбление чувств граждан в связи с их отношением к религии, и непосредственно запрещаются определенные действия вблизи объектов религиозного почитания.

В этой связи, суд считает, что заключение комплексной судебной экспертизы, условно состоящее из нескольких заключений, выполненного шестью специалистами в соответствующих областях познаний, является объективным, соответствует требованиями уголовно-процессуального закона, а потому обосновано положено в основу обвинения.

Показания подсудимых Самодурова Ю.В. и Василовской Л.В., в которых они полностью отрицают свою виновность в совершении инкриминируемых им деяний, опровергаются изложенными выше доказательствами, а потому суд их расценивает как защитную позицию.

Самодуров Ю.В., являясь исполнительным директором международной общественной организации "Фонд Андрея Сахарова – Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" и директором автономной некоммерческой организации культуры "Музей и общественный центр "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова", действуя на основе положений Устава музея, используя свои служебные полномочия, принял решение о размещении выставки под названием "Осторожно, религия!" в помещении музея, утвердил план выставок на 2003 год, обеспечил техническую поддержку для создания экспозиции выставки, осмотрел и одобрил отобранные экспонаты выставки, и понимая их соответствие концептуальной направленности выставки, дал согласие на их размещение и публичную бесплатную демонстрацию.

Василовская Л.В., являясь руководителем группы организации выставок музея, используя свои служебные полномочия, внесла в подготовленный ею проект плана выставок на 2003 год выставку "Осторожно, религия!", совместно с другими лицами произвела отбор экспонатов для их размещения на экспозиции, обеспечила техническую поддержку путем развешивания экспонатов и изготовления рекламных афиш силами работников музея.

В судебном заседании установлено, что деятельность подсудимых по организации и открытию в период с 14 по 18 января 2003 года выставки актуального искусства под названием "Осторожно, религия!" в выставочном зале "Музея и общественного центра" "Мир, прогресс, права человека" им. А. Сахарова", преследовала цель распространить среди неопределенно широкого круга лиц идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к христианству, православному вероисповеданию, национальности, а также вызывающих неприязнь, вражду к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам.

Противоправные действия подсудимых носили открытый, публичный характер, с привлечением средств массовой информации, с широким анонсированием выставки в печатных изданиях и свободным посещением выставки гражданами.

Собранные и исследованные в суде доказательства определенно свидетельствуют о том, что подсудимые осознавали провокационный, оскорбительный и унизительный характер организуемой ими выставки, предвидели возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде возбуждения вражды, унижения достоинства группы лиц по признаку национальности, отношения к религии, и желали наступления этих последствий.

Таким образом, по данному уголовному делу доказано как событие преступления: действия, направленные на возбуждение вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, отношения к религии, совершенные публично, лицом с использованием своего служебного положения, так и виновность Самодурова Ю.В. и Василовской Л.В. в совершении данного преступления.

Вместе с тем, подлежит исключению из обвинения Самодурова Ю.В. и Василовской Л.В. указание о совершение ими действий, направленных на возбуждение ненависти. Уголовная ответственность за это деяние установлена Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации" от 08.12.2003 г. # 162-ФЗ. Этим законом изменена редакция ст. 282 УК РФ и смягчена ее санкция. В этой связи, в соответствии со ст. 9, 10 УК РФ обвинение подсудимых в этой части недопустимо, поскольку на м

31.03.2005

Фото и Видео

Реклама


Выбор читателей