Культура
В блогах
В традициях Нерона

Народный артист России Денис Мацуев отметил прогресс в фортепианной игре президента РФ Владимира Путина... "Прикосновение к клавишам стало гораздо мягче. Любой, кто занимается музыкой, отметит прогресс", - сказал Мацуев, комментируя исполнение президентом песни Василия Соловьева-Седого "Вечерняя песня" ("Город над вольной Невой") в мае 2017 года во время визита в Китай... "Посоветовал бы ему достойного педагога", - добавил он... Российский президент неоднократно демонстрировал на публике свое умение играть на фортепиано. Так, в октябре 2010 года, будучи председателем правительства, он сыграл на пианино "С чего начинается Родина" на благотворительном концерте...
ТАСС
В детские годы вместе с другими науками изучал он [Нерон] и музыку. Придя к власти, он тотчас пригласил к себе лучшего в то время кифареда Терпна и много дней подряд слушал его после обеда до поздней ночи, а потом и сам постепенно начал упражняться в этом искусстве. Он не упускал ни одного из средств, какими обычно пользуются мастера для сохранения и укрепления голоса: лежал на спине со свинцовым листом на груди, очищал желудок промываниями и рвотой, воздерживался от плодов и других вредных для голоса кушаний. И хотя голос у него был слабый и сиплый, все же, радуясь своим успехам, он пожелал выступить на сцене: "чего никто не слышит, того никто не ценит", повторял он друзьям греческую пословицу.
Гай Светоний Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей" (перевод Михаила Гаспарова)
Ужели во всякой стране найдутся и Нероны преславные, и Калигулы, доблестью сияющие... и только у себя мы таковых не обрящем?
Михаил Салтыков-Щедрин. "История одного города"
Как нам реорганизовать кино

Я сказал, что нужно все централизовать и создать центр наподобие Госкино СССР, который очень эффективно работал... Предлагаю создать единый центр с большими полномочиями - аналог советского Госкино, который будет заниматься всеми проблемами: прокатом, финансированием, работой с проектами... Госкино возглавлял Филипп Тимофеевич Ермаш, которого все считали бюрократом. Тем не менее при нем снимали Тарковский, Гайдай, Рязанов, Бондарчук, Меньшов. Отличный киноменеджер и кинопродюсер, он был выходцем из партийного аппарата, но, на мой взгляд, создал то кино, которое и сегодня смотрят все. Заметьте, очень разное кино.
Карен Шахназаров, кинорежиссер, гендиректор "Мосфильма"
(24 апреля 1971 г.) Был у Романова. Были также: Герасимов, Бондарчук, Кулиджанов, Погожева, кто-то из ЦК (один из надзирателей при Ермаше) и Баскаков. Ах, да, и Сизов. Снова поправки к "Рублеву". У меня больше нет сил!.. (29 июля 1974 г.) Ну - снова начинается свистопляска со сдачей картины ("Зеркало". - Ред.). В четверг Ермаш картины не принял: все ему непонятно ("Сделайте понятно"), какие-то куски ему не нравятся ("Выбросьте! Зачем они? ") и т.д. Скандал был нелепый и странный. Словно Ермаш или играл какую-то плохо отрепетированную роль, или демонстрировал "принципиальность" и "суровость". В любом случае он выглядел диковато - как самодур и весьма недалекий человек. Мелковат он, конечно, для роли председателя Госкино.
Андрей Тарковский. Из дневника
Где ты, наследник?

Так что можно было бы пусть не с легким сердцем - разве что с легким карманом - признать неизбежность смены творческих поколений и удалиться в имение, чтобы там выращивать плоды земные, гнать самогон и потихоньку брюзжать - как же без этого? Все бы так, но есть одна небольшая проблема, причем не личная, но общая. Проблема, которая стоит перед всеми моими сверстниками из журналистского цеха... А именно: кому лиру-то передавать? Или не лиру, а стило, лейку и блокнот, клавиатуру - это как будет угодно... сегодня, когда мы говорим о журналистике, ни я, ни мои единомышленники, ни мои непримиримые оппоненты - никто из нас не видит того избранника, который уже на журфаке перещеголял всех писателей. Либо это коллективная слепота, порожденная коллективным пороком ревнивой зависти. Либо невозможно увидеть того, кого нет... Тогда я со товарищи присутствуем при угасании династии... В смысле - умрет профессия.
Максим Соколов, публицист
- Будет ли достойный? Сыщется ли? - трясла тяжелой головой ААА.
- Сыщется, королева, сыщется, Дева Света... - успокаивала дама…
- На кровать, на кровать... - простонала ААА, - уж подступает...
Швейцар и дама подхватили ее, подвели к кровати. ААА завалилась навзничь.
- Ежели в беспамятство провалюсь - жги мне свечой руку, - пробормотала ААА, закрывая глаза. - Хочу наследнику в глаза глянуть. А уж потом - к Господу в подмышки потные...
Четвертого мальчика вырвало на туркменский ковер. Пятый рухнул навзничь, гулко стукнувшись головой о край ванны. Впавшего в истерику шестого кулаками успокаивал швейцар. Седьмая наложила в шерстяные рейтузы. Восьмого и девятого бурно рвало. Одиннадцатого снова бил швейцар.
- Не вижу! Никого не вижу, блядская мать! - хрипела ААА, откидываясь на мокрую от смертельного пота подушку. - Неужели засохнет живой корень?!
Владимир Сорокин. "Голубое сало"
Президенты и монументы

Сейчас такой художественной школы, как в России, больше нет нигде в мире. Здесь воспитывается особое мышление, создаются художественные богатства для государства, музейные ценности... В Европе и Америке художники работают на салоны, на галереи, на частных покупателей. Так нельзя. Россия в направлении "рисуй и продавай" никогда не шла. Приоритетом сегодня должно быть воспитание таких профессионалов, которые смогут создать для страны художественные ценности. Ведь нефть сегодня есть, а завтра нет, искусство же со временем только растет в цене. Такого количества талантливых художников, как в России, нет нигде в мире. У молодых есть прекрасные вещи, но нужно создать условия, чтобы так и продолжалось в дальнейшем. Если эти ребята уедут за границу, чтобы создавать свои шедевры там, - будет плохо… Я сейчас почти доделал для Имеретинской долины Сочи скульптуру "Аргонавты" - 23 м в высоту. Идею этого произведения мне подал Владимир Путин. Кроме того, я закончил 33-метровую статую Иисуса Христа. Но пока еще не установил.
Зураб Церетели, скульптор, президент Российской академии художеств
Не последнее слово в святом и благородном деле защиты мира принадлежит нам, художникам. Искусство сближает и объединяет людей, помогает им лучше понять друг друга... Более двадцати лет назад я встречался с Пабло Пикассо. Мы долго с ним беседовали, горячо спорили. У нас различные художественные концепции и вкусы. Но мы расстались друзьями, которых объединяет священное и одинаково дорогое каждому слово "мир"... Мы, советские художники, историей призваны сеять на земле разумное, доброе, вечное. Это большая честь и ответственность. Ответственность перед грядущими поколениями и перед теми, кто отдал жизнь за мир, за счастье людей... Народ, коммунисты удостоили меня великой чести быть делегатом XXIV и XXV съездов. Мы, делегаты, первыми узнавали о новых планах родной партии... Уверен, что, выполняя и предстоящие задачи, народ, держава наша сделают новый могучий шаг на пути в коммунизм. Трудовой героизм тех, кто претворяет планы партии в жизнь, всегда заставляет сильнее биться мое сердце художника, дает могучий творческий заряд, воодушевляет желанием творить для своего народа - воспеть героя, коммуниста!
Николай Томский, скульптор, президент Академии художеств СССР в 1968-1983 гг.
По аллеям центрального парка

В открывшемся три дня назад столичном парке "Зарядье" продолжают подсчитывать масштабы ущерба, который нанесли вандалы и обычные посетители. За это время люди успели вытоптать растения и газоны, особенно сильно пострадала зона северного ландшафта, где было уничтожено практически 30 процентов зеленого покрова... Представитель парка посетовал, что поток посетителей настолько велик, что не получается уследить за всеми нарушителями, даже с помощью видеокамер... Ранее сообщалось, что в парке "Зарядье" вандалы повредили "стеклянную кору" над филармонией, а также разбили напольные фонари и световое окно на крыше павильона "Медиацентр". Камеры наблюдения действия хулиганов не зафиксировали.
Официальное открытие парка "Зарядье" состоялось 9 сентября, в день празднования 870-летия Москвы. В мероприятии принял участие президент РФ Владимир Путин. Ландшафтный парк рядом с Кремлем разбили на месте снесенной гостиницы "Россия". Строительство шло 2,5 года и обошлось бюджету в 14 миллиардов рублей.
"МК"
Сперва и мы радовались. Дескать, вот какое райское место нашли. Все было смешно и в диковинку. Ну, а после наскучило. И до того наскучило - дышать нечем, до краев дошло...
А тут еще барон придумал последнюю моду: велит вечером по аллеям ходить мелким шагом. Ходим мы по аллеям, что лошади, а уйти не можем - обижается.
Нам-то еще ничего - ну ходим и ходим, а вот мастерок наш чуть не плачет. Мальчишка небольшой, шестнадцатилетний, ему бы, подлецу, в рюшки играть, а тут, извините за выражение, ходи по аллеям.
И, конечно, дошло до краев. Бывало, мальчишка, как увидит барона, так затрясется весь, зубами заскрипит.
- Я, говорит, ему, старому сычу, покажу! Я, говорит, ему, черту драповому, напакощу.
И, действительно, стал мастерок барону пакостить. То клумбу с цветками ногами затопчет, то на веранду лягуху выпустит, то перед барскими окнами в кусты сядет. Хоть плачь…
Михаил Зощенко. "Барон Некс"
Защита от народного гнева

Государство наконец заняло внятную позицию по все более горячей общественной дискуссии по фильму "Матильда"... Это очень правильно. Насилие недопустимо. Свобода творчества должна быть обеспечена силой государства. Государство даже слишком долго выжидало. И показало проевропейской общественности, что именно власть, государство, Путин - защитники этого проевропейского меньшинства от гнева и ярости русских православных активистов.
Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты
Ш у й с к и й
Борис Феодорыч! Помилуй! Что ты?
Б е л ь с к и й
За что нас в ссылку?
Г о д у н о в
Вы вольны остаться -
Хотите ль выйти на крыльцо?
Ш у й с к и й
Помилуй!
Нас разорвут!
Б е л ь с к и й
Нас разорвут на клочья!
Г о д у н о в
Я думаю.
Алексей Толстой. "Смерть Иоанна Грозного"
Битва с мертвецами
Люди, склонные к конспирологии (а таковых у нас три четверти - страна с тяжелым лагерным прошлым массово больна "лагерной болезнью", когда "кругом измена катит"), ломают головы: кто и что стоит за дикой, кликушеской кампанией против фильма "Матильда", развернутой значительной частью церковников и околоцерковными мракобесами. Тяжелая историческая наследственность усугубляется тем, что за последние четверть века в нас вдолбили на уровне безусловного рефлекса: на арене политического цирка (как минимум нашего) в принципе не бывает искренних убеждений и собственных принципов. Все там манипуляции и имитации, все притворно и проплачено.
Есть еще одна причина искать в истории с "Матильдой" конспирологический элемент. Рациональное сознание (у тех, кто его сохранил) пытается отторгнуть саму возможность того, что происходящее не является дешевым розыгрышем, кривлянием, клоунадой. Ну ведь не может же это все быть всерьез! Ну не может в начале XXI века в культурной столице России спикер местного "парламента", бывший советский офицер на полном серьезе нести с трибуны бредни в духе монаха Филофея о том, что Россия - миродержавная сила и последняя надежда бога на планете! Ну не может современная молодая женщина с каким ни на есть высшим образованием на полном серьезе считать, что кино про любовный роман наследника престола оскорбляет его память и поэтому должно быть запрещено!
Не можете в это поверить? А в то, что в современном обществе могут быть люди, желающие запретить разводы и ввести уголовную статью за внебрачный секс, вы можете поверить? А они есть. Просто большинство из них считает преждевременным говорить об этом открыто. Но если они окажутся у власти, они именно это и сделают - не сомневайтесь. И они в этом совершенно искренни.
Выползшие из затхлых щелей и чуланов в атмосфере почти всеобщего умильного заигрывания с "православным духовным возрождением", они отогрелись и окрепли. Отвязались с поводков. Так что бросьте все усложнять. Все гораздо проще. Никакая хитрая аппаратная интрига за кампанией против "Матильды" не скрывается. Православные кликуши играют собственную игру.
Когда в стране господствует политическая реакция, со дна поднимается вся возможная человеческая муть. Со дна общества. Со дна души. Дикая животная архаика. И поклонение "чудотворным" косточкам и деревяшкам всегда идет рука об руку с поклонением Государству-Молоху, требующему человеческих жертвоприношений. С поклонением тиранам - убийцам и изуверам. С поклонением тюрьме и казарме. С поклонением сапогу, наступающему на лицо, бьющему под дых. С желанием заставить всех этот сапог целовать и облизывать. Заставить всех ходить строем. Поставить в позу "лицом к стене, руки за голову". Загнать в барак.
Их чувства оскорбляет, когда кто-то не ходит строем. И подобно маньякам, неспособным контролировать свою сексуальность, они готовы набрасываться на людей на улице. Религиозное ханжество идет рука об руку с тоской по разборам "аморалки" на парткомах. С тоской по цензуре реперткомов и худсоветов. С тоской по обязательной государственной идеологией, когда всем через постановления ЦК разъясняли, как надо оценивать те или иные исторические события или художественные произведения. С утробной ненавистью к свободе выбора, к независимости личности, к правам человека. И обязательно - рука об руку с неутолимым желанием бить.
Охотнорядцы и ряженые казаки, "пахнущие водкой с луком пополам" вперемешку с кирзой и портянками, нападающие на оппозиционные пикеты и обливающие оппозиционеров зеленкой с кислотой, - это ровно та же поднятая со дна человеческая муть, что и респектабельные, лощеные депутаты, голосующие за декриминализацию семейного насилия и за разрешение применять силу к заключенным за любое нарушение тюремного распорядка. Они видят те же самые эротические сны со шпицрутенами, нагайками, поркой на конюшне. Они испытывают экстаз при виде того, как трепещет живая плоть под ударами кнута. Они сладострастно ненавидят живую плоть. Потому что сами они не живые. Они - нежить. Нечисть, повылезавшая из склепов. И никакой компромисс с ними невозможен. Либо мы загоним их обратно, либо они нас самих утащат туда.
Новое - враг хорошего

А кому не хочется ставить пьесы о современной России? Всем хочется. Но дело в том, что пьеса должна быть хорошо написана... Когда появится достойная пьеса, тогда мы подумаем. А пока я люблю русскую литературу. Несколько лет назад у нас шли спектакли по Распутину, Шукшину. Я восхищен ими. А еще - Абрамовым, Беловым... Вот это та компания из русской литературы второй половины XX века, про которую сейчас можно сказать: наши классики. Если будут такие авторы - будем ставить. Но пока второго Распутина не появилось... Пока то, что я читаю, не годится для этой сцены и даже для сцены на Ордынке. Те пьесы, что нам присылают, больше подходят для гастролей маленьких трупп. А зачем нам такое, когда у нас большая прославленная труппа? Поэтому мы обращаемся к классике, которую ставить можно бесконечно. Мало кто сравнится с Островским, Чеховым, Гоголем, Шекспиром... Конечно же, современная драматургия нужна. А где ее взять?
Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра
- Леонтий Сергеевич сам сочинили пьесу!
- А зачем? - тревожно спросила Настасья Ивановна.
- Как зачем?.. Гм... гм...
- Разве уж и пьес не стало? - ласково-укоризненно спросила Настасья Ивановна. - Какие хорошие пьесы есть. И сколько их! Начнешь играть - в двадцать лет всех не переиграешь. Зачем же вам тревожиться сочинять?
Она была так убедительна, что я не нашелся, что сказать. Но Иван Васильевич побарабанил и сказал:
- Леонтий Леонтьевич современную пьесу сочинил!
Тут старушка встревожилась.
- Мы против властей не бунтуем, - сказала она.
- Зачем же бунтовать, - поддержал ее я.
- А "Плоды просвещения" вам не нравятся? - тревожно-робко спросила Настасья Ивановна. - А ведь какая хорошая пьеса. И Милочке роль есть...
Михаил Булгаков. "Театральный роман"
Искусство смелого намека

Странные вещи начинаются в России с театра. Кто мог предсказать, что... дело "критиков-космополитов" станет частью завершения сталинской эпохи?.. "Дело Седьмой студии", его обострение с девятичасовым "этапированием" Кирилла Серебренникова... с толпой у суда 23 августа, с блестящим списком поручителей и умением власти его не заметить, с яростной грызней всех со всеми в соцсетях, - тоже кажется этапным. В основе своей - дело "театральное". И правы те, кто повторяет в ФБ: нельзя открывать сезон (со всеми ожидаемыми премьерами, фестами и открытием новых сцен), никак не замечая, не отмечая "избирательное" и пока бездоказательное дело. В редакции "Новой газеты" возникла идея: как это сделать. Нет, никаких речей худруков у рампы. Просто добавить к привычным трем звонкам перед спектаклем - четвертый. В знак солидарности с фигурантами дела. И в знак общей тревоги.
Елена Дьякова, обозреватель "Новой газеты". "Четвертый звонок. По ком он будет звонить?"
На вручении мне премии выступали с приветственными речами Тихонов, Сурков, Арагон, Анна Зегерс, колумбийский писатель Саломеа. Потом полагалось выступить мне. Речь была короткой. Я сказал: "Каково бы ни было национальное происхождение того или иного советского человека, он прежде всего патриот своей родины... ревнитель братства, бесстрашный защитник мира". Эти слова были продиктованы событиями, и я снова вернулся к тому, что меня мучило: "На этом торжестве в белом парадном зале Кремли я хочу вспомнить тех сторонников мира, которых преследуют, мучают, травят, я хочу сказать про ночь тюрем, про допросы, суды - про мужество многих и многих..." В Свердловском зале было тихо, очень тихо. Люба потом рассказала, что, когда я сказал о тюрьмах, сидевшие рядом с нею замерли. На следующее утро я увидел в газете мою речь выправленной - к словам о преследовании вставили "силы реакции": боялись, что читатели могут правильно понять мои слова и отнести их к жертвам Берии.
Илья Эренбург. "Люди, годы, жизнь"
Светлейший начальник

...я очень высоко ставлю Сергея Семеновича Собянина. Вообще считаю его абсолютно выдающимся городским управленцем... Отдельно хочу сказать: очень высоко оцениваю Сергея Семеновича Собянина, считаю его среди московских мэров по истории, которые в основном были или какие-то невнятные, или какие-то с придурью, это исключительный человек. Равно как и среди федеральных чиновников, которых я знаю.
Григорий Ревзин, партнер КБ "Стрелка", профессор Высшей школы урбанистики
- Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, - робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
- Отчего же так? - спросил Пьер.
- Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что... Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали...
Лев Толстой. "Война и мир"
RSS


















