Культура
В блогах
Театр и высшая полиция

Театры, музеи находятся в поле зрения подразделений по защите конституционного строя. Там работают высококвалифицированные специалисты, которые понимают, что такое культура и искусство. Я сам был замначальника отдела, который занимался кураторством театров, выставок. Понимание специфики было абсолютное... Учреждения культуры могут использоваться противником для пропаганды в качестве структур, формирующих враждебное отношение к Российской Федерации. На их базе может осуществляться вербовка.
Александр Михайлов, бывший начальник Центра общественных связей ФСБ
Дальше Булгаринъ излагалъ свои "мысли о преобразованіи цензуры"... въ проектѣ новой организаціи петербургскаго цензурнаго комитета онъ указываетъ на безусловную необходимость подчинить цензированіе театральныхъ пьесъ и періодическихъ изданій министерству внутреннихъ дѣлъ по части высшей полиціи. "Это потому, что театральныя піесы и журналы, имѣя обширный кругъ зрителей и читателей, скорѣе и сильнѣе дѣйствуютъ на умы и на общее мнѣніе. И какъ высшей полиціи должно знать общее мнѣніе и направлять умы по произволу правительства, то оно же и должно имѣть въ рукахъ своихъ служащія къ сему орудія".
Михаил Лемке. "Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия"
Модный серп и молот

Считается, что от русских дизайнеров в мире все ждут, что они будут использовать наше культурное наследие в своих коллекциях... Оригинальная эстетика, заимствованная у промыслов, может помочь вызвать интерес. И этот интерес надо научиться вызывать на своем "домашнем" рынке тоже. Российский триколор, советская красная звезда и даже серп и молот - куда более сильные идентификаторы "русскости" в мире, чем все НХП вместе взятые. Настолько сильные, что их наличие может компенсировать даже скучный креатив.
Александр Шумский, исполнительный президент Национальной палаты моды
А Надя:
"И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!"
Владимир Маяковский. "О дряни"
Власть и достоинство

И очень часто для того, чтобы людям помогать, и для того, чтобы как-то воздействовать на ситуацию, нужно с людьми общаться, жать разные руки, и разговаривать, и вступать в диалоги. Другого варианта нет. Потому что на обиженных воду возят. Можно повернуться спиной, и ни с кем не общаться, и говорить вообще, что нас здесь не стояло... Общаться с властью. Ходить жать руку Путину, не жать. Это личное дело каждого. И не нужно здесь призывать к какому-то одному варианту действий. И тех, кто на этот вариант не пошел, сразу же объявлять черными. А себя белым. На мой взгляд, это тоже большевистская позиция... Потому что у каждого человека помимо его личных качеств взрослого есть еще семья. И поэтому требовать от каждого человека... Нет такого рецепта, как нужно поступать. Каждый человек каждый раз делает свой выбор. Поступает по-своему... Я напомню, что весь ресурс административный отсутствующий Совета по правам человека состоит в том, что мы можем выходить на президента. Вот и все. На того самого президента, которому наши уважаемые коллеги некоторые рекомендуют руку не жать и не ходить к нему. Именно на этого человека мы выходим. На президента нашей страны Путина Владимира Владимировича. Это наш единственный ресурс. Единственный.
Николай Сванидзе, журналист, член Совета по правам человека
Большие люди не нуждаются ни в защите, ни в снисхождении. Они велики, независимо от "неверных звуков"... Но тем выше подымаются в глазах потомства гениальные люди, которым нечего прощать. Л.Н. Толстой - величайший из таких людей в истории русской литературы. За всю свою жизнь он не сказал власти ни одного слова, которое не было бы проникнуто независимостью и достоинством. Никогда, ни в какую пору жизни, ни при каких обстоятельствах он не мог делать и не делал того, перед чем не останавливались другие. Мыслимо ли вообразить Толстого получающим деньги от правительства за свои книги... Во всей его фигуре... было что-то такое, что внушало самым бесцеремонным людям уважение, смешанное с робостью. Так князь Андрей Болконский умел осаживать "бурбонов", не говоря резкостей...
"- Вы чего просите? - спросил Аракчеев.
- Я ничего не... прошу, ваше сиятельство, - тихо проговорил князь Андрей...
- Садитесь, - сказал Аракчеев. - Князь Болконский?
- Я ничего не прошу..."
Не в этом ли часть секрета? На всем облике Толстого читалась холодная, равнодушная надпись: не подкупите. Не о деньгах, конечно, тут идет речь, - ими не купишь очень многих...
Марк Алданов. "Загадка Толстого"
Поэты-патриоты

Навальный опять хорохорится!
И вновь к баррикадам зовет!
И дело вновь скоро заспорится,
Когда новый траншик дойдет!..
Зазря, что ли, Ходор вновь платит?
И Леха - опять впереди?!
Осталось чуть-чуть, всем нам хватит!
Ведь новый "майдан" впереди!
Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета
Ты видишь: на западе финны
Свой точат коварно кинжал,
А там на востоке равнины
Китайский мятеж обуял.
И племя Иуды не дремлет,
Шатает основы твои,
Народному стону не внемлет
И чтит лишь законы свои.
Валентин Катаев. "Пора. (Посвящается всем монархическим организациям)". (1911 год.) Цит. по: Сергей Шаргунов. "Катаев. Погоня за вечной весной"
Разборчивый театрал

(Ольга Журавлева.) Почему вы взялись вообще это анализировать? Это вроде бы не ваш круг интересов - театр.
Я что, в театр не хожу, что ли? Я был на пьесе Серебренникова... По-моему, это его был "Отелло" в театре Райкина. Честно говоря, это было так тоскливо. Там чего-то какие-то бегали... Это напоминало все то, как Ильф и Петров описывали постановку "Свадьбы"(!), когда Киса с Бендером пришли смотреть. Это все скучно и неинтересно... Смотреть невозможно... это высокопарно, высокомерно, ходульно, все с какими-то намеками, с политическими какими-то метафорами тупыми, которые туда вставляются... Да, вы совершенно правы, это Бутусов, а не Серебренников, точно. Потому что такая тоска, такой скучный спектакль... Фильм его тоже невозможно было смотреть...
(Ольга Журавлева.) Какой? "Ученик"?
Нет, другой. Не помню...
Максим Шевченко, журналист, член Совета по правам человека
Все ярусы окинул взором,
Все видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул,
И молвил: "Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел".
(Примечание.) Черта охлажденного чувства, достойная Чальд-Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной.
Александр Пушкин. "Евгений Онегин"
Парк русского периода

А еще мы позиционируем Ярославскую область как территорию первых. Разработаны отдельные туристические маршруты по этой теме. Ведь у нас родились и выросли первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, непобедимый адмирал Федор Ушаков, прославленный полководец Александр Невский, здесь был создан первый в России профессиональный театр и первый флот, пусть и потешный. А в Переславле-Залесском есть целый туристический комплекс "Русский парк" с музеем "Что сделали русские первыми в мире". Рекомендую заехать - испытаете гордость за страну и наших людей.
Дмитрий Миронов, и.о. губернатора Ярославской области
Посетил я нынешнею весной Хрустальный дворец возле Лондона; в этом дворце помещается, как вам известно, нечто вроде выставки всего, до чего достигла людская изобретательность... и подумал я в те поры: если бы такой вышел приказ, что вместе с исчезновением какого-либо народа с лица земли немедленно должно было бы исчезнуть из Хрустального дворца все то, что тот народ выдумал, - наша матушка, Русь православная, провалиться бы могла в тартарары, и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы, родная... потому что даже самовар, и лапти, и дуга, и кнут - эти наши знаменитые продукты - не нами выдуманы. Подобного опыта даже с Сандвичевскими островами произвести невозможно; тамошние жители какие-то лодки да копья изобрели...
Иван Тургенев. "Дым"
Есть же нехорошие люди

(Алексей Нарышкин.) Знаете, какая-то странная история получилась с Никитой Сергеевичем Михалковым... Тут внезапно вышел сегодня днем из попечительского совета Фонда кино... Вот почему так вот?
Ну, знаете, мне трудно сказать. Мне трудно сказать, что там случилось... Возможно, были какие-то конфликты... Но я вам хочу сказать, что, например, у меня есть негативный опыт тоже общения... В Фонд кино мои продюсеры трижды обращались с предложением экранизации моей, так сказать, острополитической комедии "Чемоданчик", которая идет в Театре сатиры... Моя позиция во многом совпадает с Михалковым, позиция русского патриота. Видимо, в Фонде кино это не ценят... И они трижды отказали, ничего не объясняя... Просто сказали - вы не прошли там то ли питчинг, то ли еще что-то такое.
Юрий Поляков, писатель, председатель редакционного совета "Литературной газеты"
Лев Пушкин (брат Александра) рассказывал, что однажды зашла у него речь с Катениным о Крылове. Катенин сильно нападал на баснописца и почти отрицал дарование его. Пушкин, разумеется, опровергал нападки. Катенин, известный самолюбием своим и заносчивостью речи, все более и более горячился.
"Да у тебя, верно, какая-нибудь личность против Крылова". - "Нисколько. Сужу о нем и критикую его с одной литературной точки зрения". Спор продолжался. "Да он и нехороший человек, - сорвалось у Катенина с языка. - При избрании моем в Академию этот подлец, один из всех, положил мне черный шар"
Петр Вяземский. "Старая записная книжка"
С присущим эгоизму чутьем

А если бы не Кирилл Серебренников, а Иван Петрович Пупкин, кто бы обратил внимание?.. Но там, очевидно, следователи, силовые органы что-то обнаружили. Если они что-то обнаружили, что делать? У меня, кроме сочувствия и соболезнования людям, которые ошиблись каким-то образом, больше ничего нет... Я только могу сожалеть, естественно, могу соболезновать тому, что произошло или происходит. Посмотрим. Но когда уже происходит поворот в деле, когда уже вопрос идет об обвинении, кроме того, чтобы опустить глаза, подумать - "эх, брат, как же тебя угораздило", - это все, что я могу сказать.
Андрей Кончаловский, кинорежиссер
- Молчи, несчастный! - крикнул Данглар, хватая его за руку. - Молчи, если тебе дорога жизнь. Кто тебе сказал, что Дантес невиновен?.. Что, если при нем найдут какое-нибудь уличающее письмо? Тогда всех, кто за него заступится, обвинят в сообщничестве.
Кадрусс, с присущим эгоизму чутьем, сразу понял всю вескость этих доводов; он посмотрел на Данглара растерянным взглядом и, вместо того чтобы сделать шаг вперед, отскочил на два шага назад.
- Если так, подождем, - прошептал он.
- Да, подождем, - сказал Данглар. - Если он невиновен, его освободят; если виновен, то не стоит подвергать себя опасности ради заговорщика.
Александр Дюма. "Граф Монте-Кристо"
Благодушное рабство

Южане считали северян-янки грубыми и неотесанными жадными дикарями, сами культивируя изысканную аристократическую культуру... Северяне платили россказнями об ужасах царящего на юге варварского жестокого рабства, публикуя откровения беглых рабов и книги, подобные "Хижине дяди Тома". Южане возмущались подобной низкосортной клеветой - сами законы экономики требовали бережного и патриархально-заботливого отношения к рабам. Суровые законы, из которых северяне умозаключали, что положение рабов ужасно, на деле мало что значили в правовой системе Юга, которая вся базировалась не на письменном праве, а на обычаях и личном отношении... А начало широкого аболиционистского движения на Севере окончательно загнало плантаторов в оборону, в положение людей у которых чужаки хотят насильственно отобрать их собственность.
Егор Холмогоров, публицист
Самые мягкие формы рабства можно наблюдать, пожалуй, в штате Кентукки. Те, кому приходилось посещать кентуккийские поместья и видеть благодушное отношение тамошних хозяев и хозяек к невольникам, а также горячую преданность некоторых невольников к своим господам, может статься, поверят поэтической легенде о "патриархальном" укладе жизни в тех местах и тому подобным сказкам. Но на самом деле эти отношения омрачает зловещая тень - тень закона. Покуда в свете закона эти человеческие существа, наделенные сердцем и способностью чувствовать, не перестанут быть вещами, собственностью того или иного владельца, покуда разорение, какое-нибудь несчастье, промах в делах или смерть доброго хозяина будут обрекать их на горе и непосильный труд, до тех пор вы не найдете в рабстве, даже там, где оно обходится без жестокостей, ни одной хорошей, ни одной хоть сколько-нибудь привлекательной черты.
Гарриет Бичер-Стоу. "Хижина дяди Тома"
Поучительные истории о великих

Здесь важно говорить не только о музыке, важно очень говорить о людях, которые создавали произведения, о композиторах, которые это делали, об условиях, когда это создавалось, не только нашей, отечественной, но и зарубежной. Очень многие истории, такие они полезные, особенно для молодых людей. Судьбу Шуберта Вы знаете, да? Шуберта. Ну вот, он был молодой человек совсем, умер, когда ему было тридцать с небольшим, по-моему. 31 год. И у него не складывались отношения с женщинами. Вот он однажды пошел в профессиональную женскую среду, заболел нехорошей болезнью и умер. Гениальный композитор, понимаете. Вот это ирония судьбы, понимаете, это трагедия. Это одна эпоха, одни люди, одни судьбы. А взять Великую Отечественную, как создавалась Седьмая симфония Шостаковича. Вот я об этом хорошо знаю, я сам из Ленинграда, из Петербурга, все там знают об этом, ну, вы тоже. Но не все знают об этом в стране, особенно молодые люди. Об этом надо рассказывать, как создавались другие произведения. Это очень интересно, познавательно и полезно. Я желаю вам успехов.
Владимир Путин, президент России
- Если хотите, - уже гораздо строже обратился он к своей собеседнице, - я вам завтра принесу книгу французского академика Моруа "Жизнь и приключения Жорж Занд".
- Да, хочу, - согласилась она.
- Тоже редкая книга, - сказал пенсионер, - там описаны все ее любовники, как-то: Фредерик Шопен, Проспер Мериме, Альфред де Мюссе...
Он задумался, вспоминая остальных любовников Жорж Занд.
- Мопассан, - неуверенно подсказала женщина.
- Во-первых, надо говорить не Мопассан, а Ги де Мопассан, - строго поправил пенсионер, - а во-вторых, он не входит, но ряд других европейских величин входит...
- Я вам буду очень благодарна, - сказала женщина, мягко обходя дискуссию.
- Еще бы, это редкая книга, - заметил пенсионер и вбросил в карман кителя свои четки, - ждите меня завтра на этом же месте в это же время.
- Я вас обязательно буду ждать, - почтительно сказала женщина.
- Ждите, - твердо повторил пенсионер и, кивнув розовой головой, достойно засеменил через бульвар.
Фазиль Искандер. "Летним днем"
RSS


















