статья Примите дивного посла

Виталий Портников, 22.01.2010
Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Украина прощена! Избиратель соседнего государства проголосовал правильно, раздражавший Дмитрия Анатольевича, как, впрочем, и Владимира Владимировича Виктор Андреевич отправлен в историческое никуда и теперь вместо письменной благодарности разумному народу в Киев отправляется Михал Юрьич Зурабов. Почему это решение российского президента должно восприниматься с особым энтузиазмом, что изменится в российско-украинских отношениях в случае появления в Киеве нового чрезвычайного посла и полномочного представителя, не разъясняется.

Как-то само собой подразумевается, что если разгневавшийся на Виктора Андреевича Дмитрий Анатольевич решил не отправлять Зурабова в Киев, а теперь сменил гнев на милость – то уже сама эта милость становится мощным рычагом развития двустороннего сотрудничества.

Но я бы не преувеличивал значение милости. Я бы преувеличивал значение компетентности. При всем моем уважении к талантам и связям Михаила Зурабова его дипломатические качества все еще вызывают у меня определенные сомнения. Конечно, мне могут возразить, что предыдущий российский посол Виктор Черномырдин тоже не был большим дипломатом. Но ему это и не нужно было. У Виктора Степановича было другое качество, унаследованное от времен не столь отдаленных, но совершенно непостижимых для современной российской политической элиты – как, впрочем, и для украинской. Виктор Черномырдин был глыбой – и уже на этом основании мог участвовать в непростом процессе выстраивания российско-украинского диалога на равных.

У Михаила Зурабова ничего подобного не получится. Максимум на что будет способен новый руководитель российского дипломатического ведомства – это выступить посредником между руководством собственной страны и руководством Украины, если, конечно же, мы будем считать, что этим людям вообще нужны посредники. Еще он может просто засыпать своих собеседников выгодными предложениями о российско-украинском сотрудничестве – назовем это так. Если только его собеседники будут посещать уважаемого господина посла для получения подобных предложений. Или все же бывший министр будет озабочен вопросами политического сотрудничества, продлением сроков пребывания Черноморского флота в Севастополе, урегулированием пограничных проблем... Неужели для этого нужно было посылать в Киев Михаила Зурабова?

С другой стороны, именно такой посол и должен демонстрировать украинской элите, что она все еще часть своего, "родного" пространства. Именно поэтому такого посла мариновали в Москве ровно до того момента, когда Украина продемонстрировала способность – по крайней мере, с кремлевской точки зрения – в этом пространстве еще какое-то время находиться. И забавно, что отъезд Зурабова в Киев практически совпал по срокам с приездом Хлопонина в Пятигорск. Ведь российский посол в Киеве должен будет, по сути, делать то же самое, что и президентский представитель на Кавказе – посредничать, увещевать и засыпать предложениями. И в том, и в другом случае неясно, насколько вообще нужны на своих местах уважаемые люди, которых назначают на привычные или вновь придуманные должности. Но положено ждать их и радоваться их приезду.

Виталий Портников, 22.01.2010