статья О бегемотах и президентах

Александр Осовцов, 14.10.2005
Александр Осовцов. Фото ''Независимой газеты''

Александр Осовцов. Фото ''Независимой газеты''

Абсолютно уверен, что те, кто на блоге "Граней" спрашивает меня о бегемоте, делают это в провокационных целях. Тем не менее отвечаю. Бегемотиха Пышка живет нормально, ни на кого не кидается, дурацких вопросов не задает, вообще она спокойная, веселая и разумная. Кстати, она принадлежит к так называемым либерийским, или карликовым, бегемотам, которые в 4-5 раз меньше наиболее распространенных. Это редкие звери, и в России их всего-то два. Могло быть больше. Несколько лет назад в зоопарке Ростова-на-Дону, как мне рассказывали, была пара, он и она. Ночью кто-то проник на территорию и расстрелял этих бегемотов из охотничьего ружья прямо в вольере. Просто так. Ни за что и ни для чего. Они погибли совсем молодыми и не успели завести детишек, поэтому таких бегемотов в России всего два.

Я далек от мысли о том, что их убили за то, что родина бегемотов – Африка. Хотя, с другой стороны, убитая в Петербурге девочка была таджичкой, а воронежский студент был перуанцем. И Таджикистан, и Перу находятся далеко от Африки, значит, не в географии дело. И даже не только в цвете кожи и форме черепа. Потому что если именно эти факторы признать основными, то получится, что причина преступлений на почве расизма – это личностные особенности или отклонения, свойственные убийцам. А с моей точки зрения, проблема эта все же в значительной мере не психиатрическая, а социально-политическая. И механизм ее возникновения во многом аналогичен тому, вследствие которого погибли либерийские бегемоты в Ростове: в огромной мере их судьба была предопределена тем, что на улицах наших городов расстреливают собак и травят кошек. И это все знают и многие видят своими глазами. В том числе дети.

А приказы отдают власти. В основном местные. И убийства африканцев, азиатов, латиноамериканцев в России я не могу считать эксцессами бесчинствующих расистов. Это в официальных коммюнике тех чеченцев, которые воюют против России или совершают теракты, называют боевиками, сепаратистами или террористами. А в фильмах, показываемых по госканалам ТВ и в кино, – "чехами" или "духами". Кстати, последнее именование приравнивает их к афганским душманам, ненависть к которым советская пропаганда внушала очень долго. И оба термина имеют отчетливо этнический и откровенно негативный смысл. Кстати, про тех чехов, которые из Чехии, в России никто при этом не думает, что, между прочим, вовсе не означает, что им это тоже безразлично.

Разумеется, все это у нас в стране не вчера началось, и не нынешнее руководство стояло у истоков российского национализма и расизма. Но сегодня проблема стала настолько острой, что дальнейшее бездействие власти в смысле решения проблемы, а не только расследования эксцессов стало нетерпимым и невозможным. А власть не только практически ничего, во всяком случае ничего экстренного, не предпринимает, но и иногда подливает масла в огонь. Не думаю, что злонамеренно, - скорее по глупости и неквалифицированности.

Ничем иным я не могу объяснить попытку Министерства по региональному развитию в сегодняшней обстановке выдвинуть идею об особой консолидирующей роли одного из народов России, хоть это и русский народ. Еще раз: я не утверждаю, что это в принципе неправильно, но это почти также несвоевременно, как проповедь очень благородных толстовских идей всепрощения и непротивления в СССР в июле 1941-го. Ну, а прозвучавшие в эти же дни предложения думской комиссии по Северному Кавказу, где содержатся такие рецепты, как расстрелы, переселения и территориальный передел, – это, конечно, даже не провокация. В лучшем случае это паранойя.

Несколько лет назад я знакомился со статистикой разных стран по проблеме антисемитизма. И с интересом обнаружил, что уровень распространения этих, с позволения сказать, идей в России примерно такой же, как во многих других странах, где, тем не менее, острота проблемы гораздо меньше. Почему? Да потому, что в этих странах людей (всех национальностей), готовых активно противостоять этому злу, больше в несколько раз. Например, во Франции антисемитов даже чуть-чуть больше, чем у нас (9% против 8%). Но тех, кто однозначно, жестко и активно его не принимает, во Франции 45%, а в России - те же 8%.

Думаю, что одной из причин такой статистики является поведение элиты, в том числе политической. Когда во Франции произошел погром на еврейском кладбище, во главе многотысячной демонстрации протеста шли президент республики вместе с лидером оппозиции. Системой такие случаи во Франции не стали (если вообще еще были). А у нас стали. Даже ультраправый политик Ле Пен, небезосновательно подозреваемый многими в национализме, постоянно подчеркивает, что для него все граждане Франции одинаково ценны независимо от расы или национальности. Может, и лукавит. Но симптом в том, что иная позиция там очень рискованна – и в общественно-политическом, и в уголовном смысле. А десятки наших депутатов и некоторые бывшие и нынешние губернаторы не рискуют ничем.

Приведу еще одну аналогию, из сегодняшней российской жизни. Убит адвокат Дмитрий Штейнберг. Замечу – не околокриминальный "специалист по решению вопросов" с кейсом наличных, а настоящий высококвалифицированный судебный адвокат. Читал и слышал, что еще не так давно у уголовников преступления против врачей и адвокатов были под запретом. Почему теперь иначе? Уверен, что отчасти и потому, что адвокатов, например, защитников Михаила Ходорковского, травит государство. Не уверен, что Штейнберга "заказал" кто-то из чиновников, хотя знаю, что некоторые cвязывают его убийство с именем губернатора Белгородской области. Но утверждаю, что руководство страны создает атмосферу, формирует обстановку, способствует возникновению условий для совершения этого и подобных ему преступлений.

Вновь говорю, что не знаю, кто и кому отдавал и отдавал ли вообще команды, но случайно ли, что на следующий день после убийства перуанского парня воронежские "Наши" сделали "пиар на крови" - обвинили в фашизме и фактическом пособничестве убийцам чохом всех "инакомыслящих" - от Рогозина до Хакамады(?!). Может кто-нибудь объяснить, превосходство какой расы или нации проповедует Ирина Муцуовна Хакамада? Неужто японской? Надо же, как это эффективно действует в Воронеже. А может, дело в том, что бывший президент Перу Альберто Фухимори, ныне обвиняемый в коррупции, - этнический японец? Какие же образованные в Воронеже отморозки.

Так вот, независимо от того, была ли команда из Кремля, подлые нашистские листовки – это образец кремлевской пропаганды по стилю. В соответствии с которым все несогласные с режимом – это "пятая колонна"; Ходорковскому – восемь лет, а Абрамовичу – тринадцать миллиардов; а при появлении в городах России Гарри Каспарова "по техническим причинам" закрываются гостиницы, кафе, кинотеатры, аэропорты и даже шахматные клубы. Причем одновременно.

Конечно, с юридической точки зрения очень важно, что принесет расследование всех этих и многих других преступлений. Но политически есть всего два варианта. Или власть сознательно способствует всему этому кошмару и беспределу - то ли пытаясь канализировать социальную агрессию "от себя", то ли рассчитывая изобразить себя единственной защитой перепуганного населения от озверевших маргиналов, то ли что еще. Или власть ничего не контролирует, и тогда чего стоят все ее вертикали, понятно.

Совсем недавно в таких же "клещах" был Михаил Горбачев. Если причастен к кровопролитию в Тбилиси, Баку, Вильнюсе – преступник. Если непричастен – не лидер, не президент. Крах Горбачева стал одновременно крахом и распадом СССР. Откровенно говоря, мне безразлична судьба Путина. Но я очень беспокоюсь за Россию.

Александр Осовцов, 14.10.2005