статья Никому, никогда, ни за что

Валерия Новодворская, 12.01.2007
Валерия Новодворская. Фото Граней.ру

Валерия Новодворская. Фото Граней.ру

Отчаяние – плохая теоретическая база. С такой основой (плюс унизительное бессилие и еще более унизительное желание выжить) можно сформировать не политолога и уж конечно не гражданина, а некоего вечно хнычущего вольноотпущенника, который и ненавидит своего бывшего господина, и надеется на его содействие и заступничество, ибо чужие господа еще более страшат: они не добрее своего, да к тому же всегда остается опасение, что будут еще хуже.

Клиентела! Вечная клиентела! Вот наше жалкое гражданское общество. Любуйтесь! Один известный журналист самого демократического толка публикует статью, которая станет заголовком к следующему 2007-му политическому году. И называется она соответствующим образом: "Всем! Всем! Всем!" Впрочем, обрывки из этой статьи в виде конфиденциальных сведений из властных верхов, пугливо пересказываемых интеллигентами, уже несколько месяцев гуляют по Москве.

Суть слухов: бедняжка Путин очень хотел бы соблюсти Конституцию и уйти вовремя, да его не пускают некие темные силы, у которых он в заложниках (то ли Сечин, то ли Иванов, то ли Сурков, то ли безымянный собирательный чекист). Такая вот советская "закулиса".

И в отравлениях Кремль не виновен. Чур меня, чур! Не они, не с самого верха приказали расстрелять Анну Политковскую и отравить Егора Гайдара, выжившего случайно, и Александра Литвиненко, не выжившего совсем. У Путина здесь якобы железное алиби: ему международный скандал, вызванный серией политических убийств, невыгоден, тем паче что убивают одних демократов, а в "восьмерке" одни демократические государства, могут и обидеться. Я бы лично давно обиделась на их месте.

В статье примерно тот же расклад, но еще и оргвыводы: надо сплотиться против темных сил, которые боятся выборов, сворачивают демократию и не считаются с Конституцией. А Путин здесь опять страдательная фигура. Он затерт своим окружением, как ледокол "Челюскин" полярными льдинами.

Кстати, во всех версиях именно западный вектор хотят "повернуть на Восток" (как когда-то собирались повернуть на юг сибирские реки) эти самые темные силы, причем весьма замысловатым путем. Поубивать всех демократов, огорчить Запад и Путину сказать: "Все, Запад тебя не любит, давай будем дружить с Китаем и Северной Кореей". Естественно, предлагается сплотиться вокруг Путина.

Давно я эту паническую реакцию подкарауливаю. Думала, что уже пронесло: кремлевский маскарад закончился по случаю Кондопоги и антигрузинской кампании (блокада и депортация, почти сталинская, "преступного" народа). Маски они сняли. При Горбачеве версия "сплотимся и поддержим" возникала сразу. Ну так все-таки реформатор! А Путин себя сейчас позиционирует как законченный реакционер. Этакая чекистская Нина Андреева, которая не может поступиться принципами. Но Нина Андреева была просто истеричная большевичка (не в смысле нервов, а в смысле концепций), а Путин – зрелый мужчина и стоит у кормила. И везет он нас прямо на айсберг. В его руках Россия давно уже стала "Титаником".

Автор статьи и распространители слухов попали в нехитрую ловушку стресса, боли и безысходности. Ловушку, которую так сильно описал Оруэлл в своем романе "1984". Подвергаясь пыткам в Министерстве Любви, главный герой Уинстон Смит ищет защиты у главного своего палача О'Брайена. Но там шок, а у нас что?

А у нас добровольное рабство. Версия о добром царе и злых боярах живуча на Руси. Взбесившийся изверг Иван Грозный тоже в нее уложился. И уж конечно Сталин тоже сделался предметом взываний и чаяний даже смертников, даже узников ГУЛАГа (Солженицын: "Пожалеет вас батька усатый!"), а злодеяния относили на счет НКВД и лично товарищей Ежова и Берии. Если мне не верите, почитайте "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург.

Та же история повторилась в перестройку. "Поддержите Горбачева, чтобы на пришел Лигачев", "Не мешайте Горбачеву делать перестройку" (мешали радикальные демократы, требовавшие добавки свободы). И даже: "Не надо раздражать власть, а то она обидится и прекратит реформы" (sic!). И вот теперь ту же пантомиму хотят проиграть с Путиным. "По всем кузням исходил и некован воротился" - это про нашего прогрессивного журналиста.

Версия не выдерживает никакой критики. Запад гибель даже всех российских демократов переживет и опять рядом с Путиным сядет. Сидели же Рузвельт и Черчилль рядом со Сталиным в Ялте, а ведь тогда гибли миллионами просто жители СССР, а демократы были истреблены как класс. Тогда Россия (СССР) была братом по оружию и ей скормили всю Восточную Европу, отдав ее буквально на убой.

Сегодня Россия – брат по нефти, по газу, по ядерному клубу. Стерпят все, тем более что Путин такой вежливый, воспитанный, демократов на Красной площади не вешает. Они как-то иначе пропадают. Кто-то застрелен, кого-то отравили. Разве я сторож демократу своему?

Вот сейчас в СИЗО города Читы доставили и так уже измученных Ходорковского и Лебедева. Будут давать новый срок. Чтобы не дожили, чтобы не вышли живыми. Не хотите ли сплотиться и объединиться?

А знаете, почему эти версии в таком почете? Потому что трусливое советское сознание боится дать себе отчет в том, что все уже произошло: темные силы в самом Кремле, и если уж так хочется их персонифицировать, то остается только сказать, что Путин одержим дьяволом. А дьявол – известный заговорщик. И алиби никакого у Кремля нет.

Я не утверждаю, что первое лицо в государстве лично распорядилось отравить или застрелить. Я не бедный Николка, который босиком бегал по Москве и орал, что царь Борис велел зарезать маленького царевича. Нужны доказательства, а их может не быть очень долго. Как с Михоэлсом. Но это точно Лубянка, и алиби точно нет.

Автору статьи и прочим "версификаторам" страшно, они не хотят умирать, но хотят сохранить лицо. Власть любит робких и уклончивых, это ее постамент. Власть – наш враг. Это не значит, что от нее нужно отстреливаться. Это значит, что с ней не надо здороваться и бежать со всех ног встречаться, как побежали в Кремль СПС и "Яблоко", не успев вспомнить, что они оппозиция полуфашистскому режиму.

Мы вступаем в Новый год, а человеком старого года опять стал президент. "Боже, царя храни! Сильный, державный, царствуй на славу, на славу нам, царствуй на страх врагам, царь православный..." Вот они, наши идеалы: ни пользы, ни ума, ни благородства, ни доброты. Голая, тупая сила, империя, власть, и чтобы нас все боялись. Холопы всех эпох российской истории, объединяйтесь! Это вам адресована статья "Всем! Всем! Всем!"

Мы вступаем в Новый год без демократической оппозиции, у которой хватило бы мужества хотя бы обвинить правящую власть и не садиться с ней рядом. Наша новогодняя елка очень похожа на осину, на которой так и тянет удавиться. Россия вступает в Новый год без чести, без совести, без доброго имени, сидя в нефтяной ступе и летая на газовой метле.

И все-таки нельзя трусить, нельзя сдаваться, нельзя говорить "да".
Никому, никогда, ни за что.

Валерия Новодворская, 12.01.2007