статья Русский златоустный

Николай Митрохин, 15.03.2016
Николай Митрохин. Фото из личного архива

Николай Митрохин. Фото из личного архива

На прошлой неделе на заседании одной из структур Московской патриархии - Патриаршего совета по культуре - было объявлено, что по инициативе президента Путина и под председательством патриарха Кирилла в России воссоздается Общество русской словесности (ОРС).

Фигура Кирилла в данном контексте дает немало поводов для иронии. Доклад об учреждении общества был частично скопирован референтами Кирилла из Википедии.

Сам докладчик, в свое время не сумевший окончить среднюю школу, словесным искусством не блещет. Среди своих он изъясняется на какой-то причудливой смеси неуклюжих славянизмов с советским канцеляритом. "Оклеветание", "волонтерское доброделание", "преподание минимальных знаний", "духовное советование", "катехизическое научение и душепопечение", "качественно обновить духовно-нравственное состояние москвичей", "совершил заупокойную литию по воинам-освободителям в Никольском гарнизонном храме и принял участие в траурном митинге", "имел радость соприкоснуться как с простой уединенной жизнью обитателей Севера, так и с повседневным героизмом тружеников горнодобывающей отрасли", "необходимо усилить работу по антисектантскому направлению" - эти перлы из декабрьского доклада Кирилла на епархиальном собрании в Москве дают представление о том, как владеет русским языком новый попечитель русской словесности.

Может показаться, что все просто: после того как прежняя интеллектуальная забава патриарха под названием "построение русского мира" потерпела фиаско, а сам Кирилл и его ближайшее окружение стали "невъездными" в целый ряд стран, которые они полтора десятилетия считали своей "канонической территорией", главе РПЦ остается только благовествовать пингвинам, учить бразильцев бороться с бедностью да рассказывать школьникам про ценность романов Льва Толстого. Однако, к сожалению, на этот раз все серьезнее. Политические пенсионеры и потухшие звезды культуры, самовыражавшиеся ранее под председательством Кирилла на заседаниях Всемирного русского народного собора и Патриаршего совета по культуре, ангажированы в новую организацию не зря.

Создание ОРС - часть большого плана Путина по радикальной перестройке системы гуманитарного образования. Он последовательно реализуется с 2009 года - с тех пор как председатель Русского географического общества при Российской академии наук сложил свои полномочия, а собрание организации обратилось к Владимиру Путину и Сергею Шойгу с просьбой ее возглавить. За короткий срок РГО под руководством Шойгу, ставшего в 2012 году министром обороны, и с премьером, а потом и президентом Путиным в качестве главы попечительского совета было накачано деньгами олигархов и превратилось в деятельного игрока на профессиональном и образовательном рынке.

Нетрудно понять, чем географы заслужили такое внимание. Исторически географические экспедиции финансировались прежде всего из средств военного министерства и выполняли в первую очередь прикладные задачи, связанные с разведкой новых территорий и ресурсов и последующим обоснованием российских притязаний. В момент реорганизации РГО власти боролись за признание мировым сообществом прав России на обширные участки арктического шельфа, где надеялись добывать нефть. И кто, как не географы, должны были стать им в этом опорой?

В том же 2009 году взгляд политического руководства пал на историков. Тогда появилась Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России под председательством руководителя кремлевской администрации Сергея Нарышкина. Однако, поскольку ведущие российские историки и даже руководители государственных учреждений (научных институтов, архивов) фактически уклонились от участия в столь явно идеологически окрашенной затее, в 2012 году комиссия была переучреждена в виде Российского исторического общества (РИО). Председателем его стал все тот же Нарышкин - уже в качестве спикера Государственной думы. Эта организация оказалась более работоспособной. Уже сейчас она с помощью "разработанного по указанию президента" историко-культурного стандарта определяет содержание учебников истории.

Братом-близнецом РИО стало Российское военно-историческое общество (РВИО), учрежденное в 2012 году по указу Путина под началом министра культуры Владимира Мединского и при участии в качестве члена правления все того же Шойгу. Научный совет общества возглавил председатель Центризбиркома Владимир Чуров. РВИО занимается преимущественно пропагандистским препарированием истории Второй мировой войны.

Филологи как профессионально более сплоченная и менее политически значимая группа держались дольше. Им не впервой было отбивать атаки русских националистов разных мастей, считавших орфографию и пунктуацию, вызубренные ими в послевоенной советской школе, единственно возможными, а список "классиков литературы" этого времени (с заменой Маяковского на Есенина) - обязательным для всех поколений. Однако теперь проявление интереса к этой области знания со стороны Путина и назначение "смотрящим" за ней патриарха Кирилла резко усилило позиции "национал-патриотов".

В принципе это естественный шаг для реализации путинской доктрины в сфере образования. Глава государства прекрасно понимает, что находится в глубоком идеологическом конфликте со всем образованным слоем страны. Крым ненадолго залепил пластилином разрыв между властвующей группой и широкими кругами чиновничества и интеллигенции, однако даже он не способен побудить их не за страх, а за совесть исполнять все приказы начальства. А Путину и его окружению надо, чтобы они исполнялись. В частности, чтобы хотя бы некоторые специалисты-гуманитарии становились "бойцами идеологического фронта" и чтобы новые поколения россиян воспитывались в духе того "патриотизма", который позволяет оправдывать диктатуру и мобилизует юношество на перманентную борьбу с врагами.

Вероятно, по этой причине Путин и решил учредить своеобразную "опричнину" в академической и педагогической сфере. Благо опыт создания чего-то подобного в политической сфере у него есть. Это и "Общероссийский народный фронт", наводящий дисциплину среди чиновников, и "кадыровщина" как инструмент для устрашения и устранения открытой оппозиции.

РГО, РИО, РВИО и ОРС устроены по единой схеме. В руководство назначается "смотрящий" из политически значимых, но полностью лояльных Путину фигур. В формальное руководство сгоняются научные чиновники и знаменитости. Аппарат формируется в соответствии с интересами "смотрящего" и при этом с предпочтением по отношению к "патриотам". И дальше государственные или привлеченные частные деньги бьют в одну точку, ломая сопротивление профессионалов и разрушая сложившиеся этические и корпоративные стандарты. Так что уже сейчас можно себе представить, каковы будут результаты правления Кирилла в сфере "словесности".

Во-первых, как уже говорилось, "национал-патриоты" будут пытаться отстоять свой канон в литературе, в том числе обязательной для школьников. Тут вновь следует ожидать проявления активности группировки бывшего завотделом пропаганды ЦК ВЛКСМ, одного из основных вождей "русской партии" в советском истеблишменте, председателя "патриотического" Союза писателей России, сопредседателя Всемирного собора и постоянного партнера Кирилла по разным патриотическим инициативам Валерия Ганичева. Во-вторых, "православные патриоты" во главе с самим Кириллом последние два десятилетия одержимы идеей "катехизировать" среднюю школу. Введенного под их давлением курса основ православной культуры им, разумеется, мало. Они убеждены, что все предметы гуманитарного цикла и часть естественных должны быть полностью переработаны с православной точки зрения. И произведенным уже переписыванием "Сказки о попе и о работнике его Балде" в курсе литературы дело, похоже, не ограничится.

И наконец, речь идет и о больших по меркам гуманитарной сферы деньгах. Кто будет создавать и издавать новые учебники, кто будет печатать книги, обязательные для школьных библиотек, кто будет авторами этих учебников, кто будет их одобрять на высшем уровне? Тут, по сведениям знающих людей, уже сформирован агрессивный тандем из сотрудников администрации президента, курирующих процесс создания ОРС, и руководства активно участвующей в этом процессе Ассоциации учителей литературы и русского языка, которая, в свою очередь, имеет общие интересы со специализирующимся на учебниках "патриотическим" издательством "Русское слово".

"Если мы хотим жить в спокойном, безопасном, благополучном, развивающемся обществе, мы должны придерживаться государственной политики; должны воспитывать государственников, любящих нашу страну", - говорит о задачах издательства заместитель генерального директора Марина Лобзева. "Государственничество" - это существовавшая в позднем СССР имперская идеология, исповедовавшаяся частью высшего бюрократического аппарата, особенно сотрудниками МИДа и КГБ.

Основным автором "Русского слова" по части учебников литературы является председатель Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по литературе Сергей Зинин. Его соавтором, готовящим российских школьников к жизни в обществе ХХI века, выступает получивший известность в 1960-е годы публицист из числа русских националистов, давний единомышленник и соратник Ганичева Виктор Чалмаев.

Короче говоря, ОРС - новая песочница для любителей патриотических игр и отличная кормушка для самых влиятельных из них. Между тем реальные проблемы - такие, например, как социокультурная и в первую очередь языковая адаптация мигрантов, - существуют сами по себе. Но это, похоже, не особо интересует патриарха. Человеколюбие он оставляет для не понимающих по-русски обитателей далекой Антарктиды - пингвинов.

Николай Митрохин, 15.03.2016


в блоге Блоги

новость Новости по теме