статья Судебная перспектива

Илья Мильштейн, 06.02.2015
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Родион Киреев заочно арестован, и эта новость, конечно, нуждается прежде всего в разъяснениях. Почему арестован, причем заочно, этот человек? За что ему такая честь? И кто он вообще?

Все это вопросы довольно важные. И не только для украинских граждан, которые, поднапрягшись, в большинстве своем смогут, наверное, вспомнить Родиона Киреева. Для российских граждан, которые в большинстве своем имени репрессированного не вспомнят, данная информация представляет особую ценность.

Судьба Киреева поначалу складывалась удачно. Никому не известный служитель Фемиды из Березанского горсуда Киевской области, он был внезапно переведен в столицу и указом Януковича назначен судьей Печерского райсуда. Это случилось в апреле 2011 года, а уже два месяца спустя, в июне, он приступил к делу. Знаменитому делу по обвинению Юлии Тимошенко в превышении власти и служебных полномочий. Складывалось впечатление, что для того он и был переведен и назначен, чтобы выполнить волю президента, и догадка вскоре подтвердилась.

Это был уникальный процесс. Вероятно, впервые в мировой истории победитель на президентских выборах сажал второго призера, и претворить сей замысел в жизнь было поручено Кирееву. Он со своей задачей справился. Сперва, еще задолго до вынесения приговора, леди Ю, которая находилась под подпиской, отправили в СИЗО. А затем, 11 октября того же года, прозвучал и вердикт: семь лет заключения.

Черная мантия, очки в тонкой оправе, младенческие щеки, - всем внешним обликом судья оправдывал кличку "Гарри Поттер". Впрочем, походил он на Гарри Поттера сильно постаревшего, злого и растерянного, словно предчувствующего свое печальное будущее. Хотя карьерный его взлет после вынесения приговора волшебным образом продолжился, и полтора года спустя он уже возглавлял Печерский суд и метил, должно быть, куда-нибудь еще повыше. Ибо Виктор Федорович добрых дел, как известно, не забывал, включая уголовные, и если бы эпоха Януковича продлилась до сей поры, то сидеть бы Родиону где-нибудь в кресле генпрокурора либо министра юстиции. Он это заслужил.

Однако вышло так, что не задалась карьера у самого законно избранного. Он бежал из Киева, потом из Харькова, потом из Крыма - и живет ныне где-то то ли на Рублевке то ли в Ростове-на-Дону, у друга. В общем, потом была Революция, и власть в Киеве сменилась. А позавчера Верховная рада лишила Януковича звания президента, фактически вычеркнув из истории, словно и не было никогда никакого Виктора Федоровича. А ведь он был и оставил свой неизгладимый след, так что решение украинских депутатов едва ли можно одобрить. Историю, знаете ли, нельзя переписывать в угоду политической конъюнктуре, о чем не раз уже всем нам напоминали в Кремле.

Правда, если вновь обратиться к судьбе Родиона Киреева, то он наверняка не возражал бы, если бы его отовсюду повычеркивали и забыли. Однако с ним обошлись не менее строго, чем с Януковичем и его ближайшими соратниками, по которым тоже плачет тюрьма. Сперва Верховный суд Украины отменил приговор Печерского райсуда - "за отсутствием состава преступления". Затем, летом прошлого года, Киреева объявили в розыск. А теперь, поскольку судья скрывается от следствия и едва ли находится на территории Украины, он заочно арестован по представлению генпрокурора, и Верховная рада 297 голосами поддержала это решение.

Выше было сказано, что для россиян свежая новость про Киреева имеет особую значимость, и это как раз не нужно объяснять. Тут ведь сразу многие имена на ум приходят. Начиная страшно сказать с кого, дополняя ворами и жуликами, а также фигурантами списка Магнитского и кончая неправедными судьями, которые приговаривали российских политзеков. Это в целом поучительная история для россиян - история взлета и падения "Гарри Поттера". Это история обнадеживающая.

Все ведь когда-нибудь кончается, в том числе и самые дикие времена, соединившие в себе войны, коррупцию, политический маразм, пропагандистскую брехню, правовой беспредел. Тогда палачи и жертвы, из тех, кто дожил, бывает, меняются местами - и короткое слово "люстрация", что в переводе с латыни означает "очищение посредством жертвоприношения", обнаруживает глубокий смысл и воплощает в себе справедливость. Тогда каких-нибудь нацистских судей, запятнавших себя кровью, осуждают весьма сурово. А судей помельче и, как бы сказать, подобрей, типа там Колесниковой или Данилкина, могут осудить помягче или даже не сажать, а просто отлучить от профессии. В назидание потомству.

Сегодня в это трудно поверить. Даже невозможно поверить, что страшно сказать кого и прочих постигнет заслуженная кара. Однако и Янукович с Киреевым, какие бы их ни терзали тревожные предчувствия, тоже вряд ли верили, что их вот так возьмут и посадят. Заочно как минимум. Про Каддафи или Чаушеску говорить не будем - это совсем другой сюжет, омерзительный по сути, хотя тоже поучительный. В общем, смена эпох нередко сопровождается разными удивительными эксцессами, и об этом вершителям российских судеб неплохо бы помнить, затевая бойни на своей земле и на чужой, расхищая казну, увлекаясь пропагандистской брехней или приговаривая невиновных. Чтобы загодя подыскивать себе жилье в условном Ростове-на-Дону и безусловном Пекине, Каракасе или Пхеньяне. По примеру Родиона Киреева, чье точное местопребывание никому не известно, хотя многие догадываются.

А на родине волшебника все-таки ждут, собираясь привлечь к суду по разным статьям Уголовного кодекса. Максимальное наказание по ним - восемь лет лишения свободы. На год больше, чем тот приговор, который он вынес когда-то Юлии Тимошенко.

Илья Мильштейн, 06.02.2015


в блоге Блоги

новость Новости по теме