статья До последнего таджика

Илья Мильштейн, 14.11.2011
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Арест еще четверых российских летчиков, задержанных в Душанбе по надуманному обвинению в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил международных полетов, привел к новой вспышке напряженности в отношениях между Россией и Таджикистаном. Как отмечают эксперты, обе стороны полны решимости отстаивать свои геополитические интересы и готовы идти до конца. Тому есть немало подтверждений.

Так, в ходе срочно организованной встречи президента Медведева с блогерами российский лидер вновь дал понять, что лично контролирует ситуацию. "Мы находимся в контакте с действующим премьером, – сообщил он, – и глубоко обдумываем каждый шаг, связанный с необходимостью отстаивать интересы российских граждан". Причем, добавил глава государства, "у нас есть два варианта ответов: у меня симметричные, у Владимира Владимировича – асимметричные". Речь Медведева неоднократно прерывалась поцелуями.

Тем временем, как сообщают в Федеральной миграционной службе (ФМС), поймана и в строгом судебном порядке приговорена к высылке из России очередная тысяча таджиков. Другую тысячу таджикских нелегалов ожидает такой же приговор в том случае, если американские власти откажутся освободить российского гражданина Виктора Бута, осужденного по надуманному обвинению в торговле оружием. По словам источника, близкого к ФМС, облава на таджиков примет тотальный характер, если лондонский суд приговорит Романа Абрамовича к выплате нескольких миллиардов долларов Борису Березовскому – по надуманному обвинению в шантаже. "Когда кончатся таджики, возьмемся за узбеков", – сообщил нашему корреспонденту анонимный источник в Кремле.

Реакция российского общества на эти события, по оценкам западных корреспондентов в Москве, противоречива. Большинство, как показывают опросы, либо ничего не знает о происходящем, либо занимает выжидательную позицию. Ярче всех эту позицию обозначил безымянный москвич, чья точка зрения, к сожалению, не поддается прямому цитированию, но сводится к его нежеланию видеть Медведева, Путина, главу ФМС и всех таджиков, вместе взятых. Оппозиция оперирует медицинскими терминами, полагая, что российская власть нуждается в немедленной госпитализации и чутком стационарном уходе. Напротив, небольшая, но активная часть социума безоговорочно поддерживает нынешние действия Кремля и призывает в будущем к ужесточению этих действий.

Данную точку зрения решительней всех высказали участники очередного "Русского марша", стихийно, при мягком попустительстве полицейских генералов, собравшегося на Манежной площади в Москве. Независимые наблюдатели сообщают, что особой популярностью на митинге пользовались речевки типа "Россия превыше закона – хватит кормить Рахмона!" и "Пацан, атас – Рахмон п...с!" С огромным успехом на сей раз выступил Алексей Навальный, который сообщил собравшимся, что "таджикские дворники грызут нашу печень, откатывая миллиарды партии жуликов и воров".

Впрочем, эксперты сомневаются в том, что эти акции окажут серьезное воздействие на официальный Душанбе. По некоторым сведениям, в администрации президента Рахмона готовится план по засылке в Москву сотен новых таджиков, которым поручено заступить на место депортированных из РФ. Кроме того, мобильные группы таджикских чекистов рыщут по стране в поисках российских летчиков. Правда, своего слова еще не сказал наш Главный санитарный врач Геннадий Онищенко, чье вмешательство, как известно, завершает в пользу России любые международные споры, если не приводит к войне. Тяжелое молчание Онищенко пока можно воспринимать как свидетельство миролюбия Кремля и нежелания доводить конфликт до самой острой стадии. Оценят ли такое великодушие Москвы в Душанбе, Нью-Йорке, Лондоне – вопрос открытый.

Илья Мильштейн, 14.11.2011


в блоге Блоги

новость Новости по теме