статья Бегство из-под венка

Илья Мильштейн, 28.05.2010
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Венок, ( Видео ВИДЕО) упавший на Виктора Януковича, не только выкраден, но уже и продан. Так завершился наиболее яркий эпизод из новейшей истории российско-украинских отношений. Довольно смешной, если забыть о том, что инцидент произошел у могилы Неизвестного солдата. Довольно грустный, если забыть о том, что речь идет о Януковиче.

Один из ведущих в мире экспертов по генофонду, он, видимо, обречен скрашивать громадянам тяготы жизни своей вечной клоунадой. Ведь самые уморительные трюки, как известно, делаются с каменным лицом. Самый потешный клоун никогда не смеется.

Между тем трагикомедия российско-украинского сближения продолжается в том же духе, что и сцена с венком. Выставив часть своей родины на аукцион, Виктор Федорович внезапно стал догадываться о том, что продешевил. Точнее, покупатель оказался удивительно нахрапистым и не желает покидать торги, пока не скупит все товары вместе с незалежностью.

А поначалу сделка представлялась выгодной и даже спасительной для Украины. Отказываясь от "проклятого наследства" Ющенко, новый президент так запросто сблизился с тандемом друзей в Кремле. Так лихо провернул операцию "Газ на флот и Бандеру" и с таким удовольствием подсчитывал миллиарды в твердой валюте, полученные или сэкономленные в результате сделки. И, наверное, тайком похохатывал над специфической шуткой российского премьера, заявившего, что за такие деньги съел бы Януковича вместе с Азаровым. Это звучало как высшая похвала экономическому гению "проффэсора".

Но прошло совсем немного времени, и до Виктора Федоровича стал доходить смысл путинской шутки. Простенький такой, но страшный. Вооружившись ножом и вилкой, российский премьер уже нацелился на "Нафтогаз", сообщив, что готов присоединить его к "Газпрому", причем попытка Банковой воспринять это предложение как свежий анекдот от Путина не удалась. В Москве не шутили, а предлагали вместе сесть и посчитать стоимость украинского национального достояния. Выходило что-то около 6% от стоимости "Газпрома". В Москве не возражали.

Главная беда заключалась в том, что удачная с виду сделка "Газ на флот" была проведена слишком торопливо и без учета всех тонкостей в отношениях между Украиной и РФ. В частности, скорой прокладки газопровода "Южный поток", после чего Москва сможет поставлять Киеву свой газ по той цене, которую назначит. Не сразу, через 10 лет, но эти две пятилетки пробегут незаметно.

Конечно, так далеко Янукович не заглядывает, но за столь удивительные геополитические финты соотечественники могут его скинуть и пораньше. Поэтому премьер Азаров уже почти в ежедневном режиме докладывает гражданам о том, как упорно он уговаривает российских друзей забыть про South Stream - во имя вековой дружбы. А президент Украины, пытаясь закрепиться на последней линии обороны, стремится обменять отказ Киева от имущества бывшего СССР на отказ Москвы от "Южного потока". Тщетно. Во время того саммита в Киеве, когда Януковича придавило венком, президент Медведев высказался на заданную тему со всей опеределенностью: "Решения приняты". Имущество нерушимого Союза волнует Россию гораздо меньше, нежели возможность избыть крупнейшую катастрофу ХХ века, поставив на колени младших славянских братьев. Тогда и про имущество можно будет поговорить.

Размышляя обо всем этом, приходишь к неожиданному выводу. Простодушный с виду Ющенко был прав, когда с такой яростью рвался на Запад. Вполне прагматической, а не романтической, как тогда казалось, правотой. Виктор Андреевич знал, что перед восточным соседом он виноват уж тем, что тот проголодался. Стремительному поглощению Украины Россией мешали разве что ссоры, которые возникали между Ющенко и его противниками в Кремле. Скандал за обеденным столом мешал правильному усвоению пищи, и никто в РФ не нацеливался на "Нафтогаз". При Януковиче стало возможным шутить и насчет съедения самого украинского президента.

Объявляя о вхождении Незалежной в НАТО, Ющенко стремился все украинские проблемы сделать западными проблемами. От Черноморского флота до цен на энергоносители. Внутри западного сообщества, достаточно сильного, чтобы противостоять Кремлю, украинцы действительно могли бы начать свою историю с чистого листа.

Однако Запад, как известно, оказав серьезную помощь "оранжевым" пять лет назад, торопиться с интеграцией не стал. Вину тут можно разделить поровну. С одной стороны, неповоротливые европейские элиты оказались не готовы ни к стремительному "экспорту демократии" в Киев, ни к новым конфликтам с Москвой. С другой стороны, сильно мешали им и сами "оранжевые".

Какой там экспорт, когда Ющенко и Тимошенко с первых дней нахождения у власти устраивали бесконечные разборки между собой? Какая интеграция, если героем Украины объявлялся Бандера, который при всей трагической сложности своей биографии был несомненным палачом польского народа? Какой Запад, когда вместо реформ новые элиты почти исключительно были заняты годовщинами победы под Конотопом?

Печально сегодня вспоминать все это.

Впрочем, Клио - дама, совсем не чуждая иронии, и даже этот горестный сюжет она приправляет немалой долей юмора. Смешно же, когда за ошибки Ющенко расплачивается "пророссийский" Янукович, тоже по-своему мечтавший править в независимой стране. Смешно, когда он, человек основательный, солидный, неуклюжий, с такой бешеной скоростью заключает сделки, чтобы завтра уже схватиться за голову и осознать содеянное. Смешно, когда венок с могилы, этот неожиданный символ новейшей украинской государственности, крадут и продают на аукционе.

Илья Мильштейн, 28.05.2010