статья Мороз и солнце

Николай Розов, 09.12.2011
Николай Розов

Николай Розов

В субботу, 10 декабря, в Москве и других крупных городах пройдут массовые митинги протеста против нечестных "выборов" в Госдуму. Если вы и кто-то из ваших знакомых собрались на такой митинг, очень рекомендую изучить дельные инструкции: что брать с собой, как вести себя на митинге, с полицейскими, при задержании, что требовать в отделении полиции, что писать в протоколе, что делать, если там начинают бить (а от этого, увы, никто сейчас в России не застрахован), как вести себя на суде; тут же есть ссылки на законы, образцы ходатайств и т.д. Распространите эту полезную ссылку перепостом.

Жестокие расправы с демонстрантами во вторник, 6 декабря, аресты в Москве и Питере, стягивание больших отрядов внутренних войск к столице — все это говорит о том, что главная ставка делается сейчас властью вовсе не на уступки (обещанные "новую волну модернизации", "регионализацию", "построение институтов" и проч.), а на насилие и репрессии. Даже если в период максимального подъема протеста власть как бы "смягчится", от этой ставки на насилие она отнюдь не откажется.

Судя по всему, пока лояльность и готовность к насилию у репрессивных структур высоки. В то же время, хотя разовые выходы на улицу протестующих могут быть многочисленными и полными общего энтузиазма, протесты имеют склонность к угасанию, особенно в условиях долгой русской зимы. Важно не утерять новый незримый эффект - более четкую поляризацию (опять явно разделились "мы" и "они"), внутреннее отчуждение от жульнического и репрессивного режима все большего числа людей, особенно среднего класса, молодежи крупных городов. Эти социальные слои социально и политически грамотны, имеют чувство достоинства и "непороты".

Ожидаемая "подморозка" — это период для моральной, интеллектуальной и организационной подготовки к горячей политической весне 2012 года. Только не надо готовиться к схваткам на "их" поле физического столкновения и насилия. Власть уже много лет всерьез готовится именно к силовой защите своих "завоеваний", наращивая, вооружая и обучая ОМОН и внутренние войска.

Не надо вовсе грозить власти и себе самим "арабской весной" и "Тахриром". В наших крупных городах протестно настроенная публика гораздо более культурная и образованная. Да и "захватчики Уолл-стрит" в США и Европе никак на роль образца не тянут. Если уж так нужны ориентиры, то присмотреться нужно лучше к бархатным революциям 1989 года в Центральной Европе, особенно в Чехословакии, Польше и Венгрии.

Вместо стратегии "прошибить стену" нужна более умная, мирная и эффективная, основанная не на физическом напоре Толпы, а на интеллектуальном и организационном потенциале Сети.

Следует мирно растворить защитный панцирь, нужно только правильно подобрать средства для этого. Кстати, переход стратегий протеста от "грубо прошибить" — к "умно растворить" прекрасно сочетается с союзом с "системными партиями", которые, как ни крути, имеют значительную массовую поддержку.

Если уличные протесты будут успешны и приведут к действительному политическому кризису (например, в марте 2012-го), то не в результате попыток куда-то прорваться и что-то захватить, а через сугубо мирные массовые действия, через неуклонное расширение социальной базы протеста (вспомним Ганди).

Тогда переключение политической динамики произойдет вследствие "деморализации" (точнее, РЕморализации) ОМОНа и внутренних войск. В какой-то момент они откажутся бить дубинками и "винтить" мирно ведущих себя парней и девушек, которые, например, то тут, то там в порядке флэшмоба появляются со вполне мирными, конституционными, но остроумными и подрывными для режима лозунгами. "Если ты бульдозер, ты не можешь давить что-то текучее, что собирается и разбегается быстрее, чем ты вообще думать успеваешь" (Элла Панеях).

Одновременно следует начать широкую кампанию по преодолению, профилактике насилия как средства политической борьбы, причем со всех сторон. Если для оппозиции достаточно просвещения и дискредитации насильственных практик, то с государственным насилием гораздо сложнее. Возможно, станут актуальными рекомендации, которые ранее были даны в книге "Колея и перевал" (гл.15):

Сила и устрашающая мощь государственного насилия построена на анонимности, круговой поруке и безнаказанности. Кто командир команды ОМОН — "маски-шоу", врывающейся в офис неугодной компании или оппозиционной газеты? Кто отдал ему приказ? Кто назначил этих лиц на их должности? Кто в местной администрации попустительствует таким лицами действиям? Редко когда это бывает известно. В результате каждый исполнитель акции незаконного государственного насилия выступает под маской "государева слова и дела" — анонимно, безответственно и безнаказанно.

Известно, что решения такого рода принимаются неформально, крайне редко оформляются как письменные приказы, но и в этом случае последние основываются не на формальных открытых законах, а на закрытых внутриведомственных инструкциях. Именно эта внутренняя институциональная машина незаконного государственного насилия должна быть демонтирована. Общий принцип — создание опасности для каждого лица, отдающего приказы о незаконных (точнее, неконституционных) актах насилия обрести неприятную роль "козла отпущения".

Необходимыми представляются следующие шаги со стороны оппозиционных сил и неравнодушных граждан при каждом акте незаконного государственного насилия и принуждения.
1. Раскрытие имен и должностей всей участвующей "исполнительной вертикали". С этой непростой задачей, между прочим, справляются не только журналисты, но и рядовые блогеры.
2. Раскрытие имен и должностей тех руководителей местной администрации, которые покрывают, попустительствуют таким действиям и нахождению в должности таких лиц.
3. Взаимная помощь поддержка в составлении судебных исков, судебных разбирательствах по каждому случаю. Фокусирование внимания судей, присяжных, публики, общественного мнения к вопросам персональной ответственности за такого рода действия, особенно к тому, был ли письменный приказ, на каких законных основаниях он составлен, какова мера ответственности для подписавшего приказ и для исполнителя приказа и т.п.
4. Максимально широкое освещение происшедшего, а также хода судебных процессов в СМИ, в Интернете.
5. Формирование в Интернете для каждого регионе, каждого города "черного списка нерукопожатных" — исполнителей и пособников незаконного государственного насилия и принуждения.
6. Создание атмосферы общественной обструкции, презрения, отказа в общении и сотрудничестве со всеми замешанными в таких акциях.

Уличные протесты и акции, хоть грубые массовые, хоть умные точечные, могут давить на власть, способствовать кризису и разрушению режима, но не способны к социально-конструктивной деятельности. Поэтому взаимодействовать с активистами протестных движений непременно должны разработчики новых правил и институтов, признанные лидеры, потенциальные переговорщики. Должны быть четкие позиции, ясные требования, внятные речи на "верхнем этаже" оппозиционного движения, чтобы при наступлении политического кризиса уличные протесты "конвертировать" в реальные политические переговоры между основными центрами влияния и силы (тот самый "Пакт Монклоа").

Скорее всего речь должна будет идти:

• о переголосовании на участках с явными нарушениями в Москве и Петербурге, в других городах
• о роспуске всей "вертикали" избирательных комиссий как дискредитировавшей себя (ни в коем случае не соглашаться лишь на отставку Чурова - дело не в нем, а в системе); о новом наборе неангажированных комиссий, особенно высших уровней (территориальных, региональных), с председателями, которым доверяют основные политические силы и движения;
• о требованиях к новой Думе провести скорейшее и радикальное изменение выборного законодательства, чтобы сделать президентские выборы уже в марте 2012 года открытыми и честными, без "стоп-листов" на ТВ, со сквозной проверкой подсчета голосов снизу доверху, с жесткими санкциями вплоть до увольнения и люстрации руководителей и чиновников за применение административного ресурса, за фальсификации, с большими штрафами за нарушения со стороны исполнителей и проч.

Параллельно нужно продумывать и начинать широкую кампанию "праймериз" среди всех тех, кто не желает мириться с пролонгацией путинского режима еще на 12 (как минимум) лет.

На последних "выборах" явно произошел поворот общественных настроений. В Россию вернулась политика. Но не следует обольщаться, повторять наивное прекраснодушие энтузиастов "оттепели" и "перестройки". Несмотря на явные ошибки и неумные дергания нынешней власти, режим еще крепок, стянут множеством корпоративно-коррупционных связей. Пока не произойдет раскола в правящих группах, режим еще будет способен расправляться с уличными протестами.

Но и после неминуемого падения режима (хоть в следующем году, хоть в течение 3-6 лет) не нужно будет слишком радоваться и праздновать "победу свободы и демократии". Сам безответственный по отношению к обществу и основанный на угрозах насилия авторитаризм ("русская система") никуда после этого краха не денется. Авторитаризм в России глубоко эшелонирован ("дракон в каждом из нас" по Шварцу) и всегда будет готов возродиться в новом обличье.

Но и это не повод, чтобы опускать руки или "валить из этой страны". Слишком часто в России краткие периоды общего возбуждения сменялись потом долгими эпохами общего уныния, упадка духа и цинизма. Поэтому набираемся мужества, накапливаем силы и связи, размышляем над лучшими способами действия, активно советуемся между собой, непременно встречаемся, устанавливаем новые связи доверия. Настраиваемся на стайерскую дистанцию.

Николай Розов, 09.12.2011


в блоге Блоги