статья Берегите власть, а Россия приложится

Гасан Гусейнов, 25.08.2010
Гасан Гусейнов. Фото с сайта www.philol.msu.ru

Гасан Гусейнов. Фото с сайта www.philol.msu.ru

За подписью второго президента РФ вышло в свет предисловие к биографии первого президента РФ. Конечно, такие документы сочиняет спичрайтер, а не тот, чьим именем они подписаны. Но тем важнее этот документ: чистили его небось во все шесть глаз. А поскольку реальным руководителем России у нас по-прежнему является тот, кто сидит на тандеме первым, этот короткий документ дает читателю возможность увидеть в самом сжатом виде нынешнюю политическую линию российского руководства в целом.

Текст этот правдив и свободен от противоречий. Но не свободен от выпирающих подтекстов.

"Масштаб фигуры первого президента России Бориса Николаевича Ельцина трудно переоценить. Даже самые последовательные противники вынуждены признавать в нем такие человеческие качества, которые делают честь любому политику. Он никогда не перекладывал ответственность на других, брал все на себя открыто и даже с вызовом. Все, что он делал, он делал со страстью, отдавая делу всего себя, без остатка".

Итак, оценка Ельцина начинается с "вынужденного признания": Путин открыто объявляет себя последовательным противником первого президента РФ. Будь иначе, вместо слова "масштаб" в тексте такого рода стояло бы "величие". Пиши он предисловие по велению сердца, не появилось бы слов о "вынужденном признании". Поэтому вывод из первого абзаца: как политик Ельцин плох, но были у него "такие человеческие качества", которые сделали бы честь "любому".

"Настоящая оценка тому, что сделал первый президент России, будет дана не нами и, наверное, не нашими детьми. Масштаб преобразований, которые произошли в России в конце двадцатого столетия, был столь грандиозен, что только время может дать истинную оценку тому, что было им сделано".

Политический совет Путина во втором абзаце обращен к следующему поколению: править мы вами будем долго, ребята. Вот почему не вам, не вашему поколению судить тех, кто отвечал за преобразования конца двадцатого столетия. Второе упоминание "масштаба" - закрепление отрицательной оценки. Мы не можем дать истинной оценки? Допустим, но дайте хоть какую-то субъективную.

"А мы, современники, конечно, предвзяты ко всему тому, что происходило на наших глазах. Я тоже не могу относиться к Борису Николаевичу объективно. Несколько лет я работал в команде президента Ельцина. Уже много раз говорил о том, что, когда заканчивался срок его президентства, видел для себя совсем другую судьбу. Но все сложилось иначе. И это был выбор моей жизни. Выбор, сделанный благодаря Ельцину".

В отличие, например, от "пристрастности", которая бывает со знаком плюс, а бывает со знаком минус, "предвзятость" обычно указывает на сугубо отрицательное отношение к предмету речи. Мы помним, что сразу после "величайшей катастрофы двадцатого века" Путин собирался стать таксистом. Войдя в окружение Анатолия Собчака, стал бизнесменом. Попав в командную свиту Ельцина, в новых условиях, в новом, другом государстве, вспомнил о чекистской задаче номер один и, фигурально выражаясь, при активном содействии группы олигархов принял государственную власть из рук Ельцина. Разумеется, Путин говорит чистую правду, когда называет последний выбор президента Ельцина выбором своей жизни. И одновременно ставит на место всех своих настоящих сторонников, которые хотели бы, чтобы Путин хотя бы на словах разделался с горбачевско-ельцинскими временами. Лояльный службист, Путин объясняет своему читателю: "О мертвых либо хорошо, либо ничего. Я и не говорю ни-че-го".

"Вспоминаю день ухода первого президента. Ельцин уже произнес свое прощальное видеообращение к народу, простился со всеми, с кем долго работал в Кремле, поговорил с патриархом Алексием II. И уже уходя, тяжелой, грузной походкой покидая Кремль, вдруг остановился у машины, посмотрел на меня и сказал: "Берегите Россию!" Эти его слова должны остаться в истории, стать главным напутствием для всех, кто вступает на этот высокий пост. Пусть они не будут произноситься вслух. Но каждый президент, оставляя должность главы нашего государства или принимая ее, обязан помнить ельцинские слова: "Берегите Россию!"

Единственное доброе дело, упоминаемое Путиным в предисловии к книге о Ельцине, - это акт передачи власти ему, Путину. "Эти слова должны остаться в истории". Они, конечно, тоже останутся. Вот помнит ли сам автор предисловия напутствие Ельцина, вопрос спорный. Но он явно не хочет, чтобы в истории остались последние слова Ельцина, с которыми тот обратился не к своему преемнику, а к россиянам:

"Я хочу попросить у вас прощения...

Я ухожу. Я сделал все что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше.

В соответствии с Конституцией, уходя в отставку, я подписал указ о возложении обязанностей президента России на председателя правительства Владимира Владимировича Путина. В течение трех месяцев в соответствии с Конституцией он будет главой государства. А через три месяца, также в соответствии с Конституцией России, состоятся выборы президента.

Я всегда был уверен в удивительной мудрости россиян. Поэтому не сомневаюсь, какой выбор вы сделаете в конце марта 2000 года".

Итак, Путин предлагает читателю помнить не фактическое отстранение своего предшественника от должности, а лишь напутствие, с которым власть и впредь (на поколение наших детей!) должна переходить в России келейно, из рук в руки, а не путем демократического волеизъявления. Вспоминая, как лихорадочно приискивался преемник первому президенту РФ, понимаешь всю точность путинского толкования: "Берегите власть. А Россия приложится".

Гасан Гусейнов, 25.08.2010