статья Патриаршие труды

Николай Митрохин, 26.07.2010
Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Нынешний визит патриарха Кирилла на Украину кардинально отличается от прошлогоднего. Российский телезритель, получающий свою "норму" ежевечерней пропаганды, разницы, конечно, не заметил. "Наш" патриарх, как всегда, что-то умное говорит в камеру, а потом сияет белым куколем на фоне стен очередного храма. Однако внутри Украины все выглядит совсем по-иному.

Прошлогодний визит был пафосно-миссионерским по замаху и столь же провальным. Тогда планировалось, что патриарх сначала очарует публику своей открытостью в ходе псевдосвободной теледискуссии, а потом триумфально проедется почти по всем символически значимым точкам украинского православного пространства - как на востоке, так и на западе страны, закрепив успех и подтвердив "духовную" принадлежность городов и весей "единой русской церкви, вышедшей из киевской купели". Однако медиа-эффект от дискуссии, скучной для избалованного реальной свободой эфира украинского зрителя, был невелик. И вскоре СМИ сами ударили по Кириллу, опубликовав снимок его сверхдорогих наручных часов. А главное, "торжества православия" при поездке Кирилла не получилось - на него просто не собрался народ. Не было никаких присутствовавших на его литургии десятков, не говоря уж о сотнях (как при визите папы) тысяч верующих. Обычная православная массовка - свезенные со всей епархии попы с домочадцами да семинаристы с монархистами.

Пиарщики Московской патриархии сделали вид, что все прошло успешно, пусть и никакого ощутимого миссионерского эффекта не наблюдалось, не говоря уж о прорыве в решении хотя бы одной из многочисленных проблем украинского православия. Но выводы сделали. Этот визит организован гораздо рациональнее, чем прошлый. Меньше пиара - больше пастырской работы. Или хотя бы простого знакомства предстоятеля церкви с делами крупнейшей (после России) части РПЦ.

Поэтому если в прошлом году Кирилл помимо Киева широко проехался по всему востоку и югу страны, а также совершил крайне неудачный (из-за комичного перепуга его охраны мифическими "угрозами боевиков") визит в западную ее часть, то теперь он прямо отправился в две крупные епархии - где он не был доселе, и где его действительно хотят видеть. Это едва ли не самый прорусский город Украины - Одесса и не столь "русская" зато богатая область - Днепропетровская. Для руководителей этих епархий принимать главного церковного начальника важно и престижно. Помимо донесения до него своих забот, демонстрации собственной крутости перед областными администрациями и спонсорами, у них есть и такой практический резон, как предстоящие в неопределенном будущем выборы главы УПЦ. Нынешнего предстоятеля УПЦ МП хоронят, конечно, уже десятилетие, но состояние его здоровья таково, что шансы одного из представителей "прорусского" востока страны стать в любой момент руководителем церкви весьма высоки. И хорошие отношения с патриархом в этом деле весьма важны. Возможно, поэтому киевская церковная администрация и практически все архиереи собственно украинских (а не "прорусских") епархий региональную часть визита патриарха проигнорировали - за исключением неизбежной официальной встречи в Одесском аэропорту.

Впрочем, что плохого в том, что Кирилл чуть лучше познакомится с украинской ситуацией на месте? Другой вопрос - какое это все имеет отношение для развития украинского православия, для решения его многочисленных конфликтов. А вот тут патриарх, похоже, оказался лишним. Несмотря на то, что в этом году он приехал в страну, где президентом стал идейный сторонник наиболее "русско" ориентированной части УПЦ МП Виктор Янукович, искренне, не как российские президенты, поддерживающий довольно радикальный вариант политического православия, ситуация в общественно-политической и религиозной сфере Украины такова, что действовать топорными российскими методами, настаивать на вмешательстве государства в межконфессиональные склоки и "борьбу с раскольниками" Кирилл не может. В прошлом году, судя по его заявлениям, подобная надежда в его сердце еще жила. В этом он окончательно перешел на глаголание вечных истин, что в конкретном украинском варианте означает позицию нейтралитета - пусть это и не характерно для Московской патриархии 1990-2000-х годов, постоянно призывавшей к тем или иным мерам ущемления "раскольников".

Украинская православная церковь Московского патриархата, будучи формально частью РПЦ, после 2007 года осознала, что является крупнейшей религиозной организацией независимой страны. Что значительная ее часть - верующие, духовенство и епископат (как на западе, так и в центре страны) - требует полного обособления от Московской патриархии. Что этого невозможно достичь, пока не меньшее количество людей считает, что они служат в "русской церкви". И что с такими внутренними идеологическими проблемами трудно добиться от властей поддержки в деле борьбы с "раскольниками" и "сектантами". А значит, с конкурирующими православными юрисдикциями надо как-то договариваться самостоятельно, тем более что финансово-хозяйственных поводов для конфликтов все меньше. Пресс-секретарь УПЦ МП недавно мимоходом признал, что былые обвинения "раскольников" в захвате церковной собственности не имеют под собой основания, потому что юридически УПЦ МП все это время не существует, а значит, и не имеет собственности.

Так что пока действующие ныне при основных украинских церквах согласительные комиссии ведут неспешные переговоры о разрешении существующих конфликтов и о возможном объединении, нужды во вмешательстве первых лиц, тем более приехавших из России, нет. Патриарх, конечно, в страдающей черносотенством Одесской епархии о "раскольниках" не промолчал. Но в Киеве все деликатно этого не заметили. Работа у патриарха такая, непростая, надо соответствовать ожиданиям аудитории. Однако ж учится он на ошибках, учится.

Николай Митрохин, 26.07.2010