статья Мой измученный RT

Владимир Абаринов, 09.11.2015
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Российская телекомпания RT ведет неравный бой с американской государственной машиной. В этом бою компания отстаивает самое ценное, что у нее есть, - свободу слова. Злобный и агрессивный вашингтонский обком задушил ее в собственной стране, а теперь наступает на горло RT, несущей слово правды отравленному пропагандой народу США.

Об этом главный редактор RT Маргарита Симоньян и ее сотрудники неутомимо и многословно повествуют на своем сайте в тоне базарной свары, неприличном в хорошем обществе, но столь характерном для кремлевской пропаганды. Они давали отпор и Хиллари Клинтон, и сменившему ее на посту госсекретаря Джону Керри, всякий раз требуя официальных извинений.

Вот, к примеру, как в апреле прошлого года г-жа Симоньян отреагировала на высказывание Керри, назвавшего RT "рупором пропаганды":
Удивительно, что госсекретарю Керри в это тяжелое и унизительное для его Родины время больше не о чем переживать, кроме нашего телеканала.

Надо признать, что должностные лица США своими заявлениями об информационной угрозе, исходящей от RT, играют на руку компании. Ведь феноменальная популярность RT в США, о которой без устали твердит сама компания, - чистый блеф. Десятки миллионов подписчиков, которые телеканал вменяет себе в достижение, - это общая аудитория кабельных провайдеров, включивших RT в свой пакет, число зрителей, имеющих техническую возможность смотреть RT. Для зрителей эта подписка - бесплатное приложение к основным каналам. Для компании, как признает она сама, распространение - крупнейшая статья расходов. О дутом рейтинге RT, о том, как она манипулирует цифрами, стала писать и американская пресса. Потому-то главреду и ценно любое упоминание RT чиновниками США в негативном контексте. Эти заявления лишь повышают оценку деятельности RT в глазах руководства России: ругают - значит, боятся! Маргарита Симоньян должна не возмущаться, а благодарить их за помощь в работе по распилу бюджета.

Но недавно над RT и впрямь сгустились тучи. Дэвид Креймер - заместитель госсекретаря по проблемам демократии, правам человека и трудовому праву в администрации Джорджа Буша-младшего, затем исполнительный директор неправительственной организации Freedom House, а ныне один из директоров Института мирового лидерства Джона Маккейна - опубликовал в Washington Post колонку (русский перевод см. здесь), в которой предложил в качестве обеспечительной меры решений Гаагского третейского суда, обязавшего Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 52 миллиарда долларов, арестовать банковские счета и имущество RT. Г-жа Симоньян ответила письмом в редакцию, которое было опубликовано в газете в сокращенном виде. Полный вариант ответа появился на сайте RT (по-русски - здесь). Верная жанру классической трамвайной склоки, автор для начала называет Креймера "аппаратчиком эпохи Буша", а его предложение характеризует как "в высшей степени незаконное". "Но какое кому дело до законности? - риторически вопрошает она. - Когда речь идет о том, чтобы заткнуть рот RT и наказать Россию, все средства хороши".

Почему же арест собственности RT будет незаконным? Оказывается, потому, что компания "финансируется из госбюджета, но не принадлежит государству". Кому же она принадлежит? Перед кем отчитывается в своих расходах? Кто назначает ее руководство? Оказывается, владельцем компании является автономная некоммерческая организация "ТВ-Новости". Генеральный директор этого учреждения Алексей Николов объясняет его своеобразный статус так:
У нас нет владельцев, мы существуем в форме автономной некоммерческой организации. Фактически это означает, что над нами нет никого, кто мог бы осуществлять на нас прямое материальное давление. Это очень хорошо воспринимается зарубежными регуляторами и упрощает получение лицензий.
Но буквально в следующей фразе Николов признает, что Госдума вправе прекратить финансирование организации.

Видимо, его разъяснение следует понимать в том смысле, что в один прекрасный день собралась инициативная группа во главе со спортивным журналистом и тренером по гольфу Николовым и корреспондентом ВГТРК 26-летней Маргаритой Симоньян, пришла со своим проектом в Думу, а та и отсыпала им из бюджета 30 миллионов долларов, не требуя никакого отчета. Хорошая сказка для иностранных регуляторов, выдающих лицензии на вещание.

Дэвид Креймер - человек в Вашингтоне влиятельный и авторитетный, а угроза ареста счетов RT вполне реальна, поэтому компания не ограничилась одним ответом, а разразилась целой серией крикливых комментариев, дабы не дать "заглушить голос RT, который в одиночку противостоит хору мейнстримных СМИ". Один из них, наполненный дешевой демагогией, принадлежит перу живущего в Москве американца Роберта Бриджа и называется так: "Покушение на Первую поправку: Маккейн и компания призывают "прикрыть" RT". Зачин статьи напоминает присной памяти международные фельетоны газеты "Правда":
Именно сейчас, когда российский президент занят борьбой с исламскими террористами, на уничтожение которых американским "умным бомбам" попросту не хватает ума, Креймер решил, что самое время взяться за RT.
Дальше, как говорится, можно не читать.

Однако американские враги свободы слова не вняли неподкупному голосу разума и правды, они продолжают наглеть. 3 ноября в сенатском комитете по международным делам состоялось публичное слушание на тему о том, как путинская пропаганда отравляет атмосферу в Европе. Леон Арон, Питер Померанцев и другие известные эксперты говорили, что Кремль превращает информацию в орудие войны. Нет, они не призывали отобрать у RT лицензию или арестовать ее активы. Они убеждали законодателей увеличить финансирование международного вещания США, с тем чтобы оно могло противостоять кремлевской пропаганде. Питер Померанцев, в частности, сказал:
Запад совершил роковую ошибку в 90-х, предоставив развитие прессы в бывшем Советском Союзе "свободному рынку". В результате СМИ были захвачены олигархами и коррумпированными режимами, которые злонамеренно использовали их. После холодной войны мы сочли, что сокращение финансирования "Радио Свобода" или Русской службы BBC - это часть нашего "мирного дивиденда". Сегодня мы платим гораздо более высокую цену.

"Можно сказать, что в целом слушание было выдержано в духе холодной войны и красной нитью через все обсуждение проходила мысль "мы против них", - так резюмировала дискуссию в Сенате сама RT.

Ровно на следующий день президент Путин, невзирая на праздник, подписал закон "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации", предусматривающий "принцип взаимности" при аресте российской собственности за рубежом. В свое время я подробно разбирал этот принцип. Совершенно очевидно, что "взаимность" - неправовой, юридически несостоятельный способ решения имущественных споров, пусть и облеченный в форму закона. Это ветхозаветное "око за око". Исходя из этого принципа, осужденного за нанесение увечий следует приговорить ровно к такому же наказанию.

В отличие от многих своих коллег, я не сторонник каких бы то ни было ограничений свободы слова. Я против включения журналистов в санкционные списки. Вы ведь так любите фразу, приписываемую Вольтеру: "Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить". RT - как раз такой вольтеровский случай. Слово не может быть преступлением по определению. Не давайте Кремлю подменять понятия. Со словом можно бороться только словом.

В самом конце великой войны, когда Джорджа Оруэлла обвиняли в злостной русофобии, он ответил этим обвинителям:
Вот уже с десяток лет, как я уверовал в то, что существующий в России режим есть зло, и я настаиваю на своем праве говорить это, несмотря на тот факт, что мы с СССР союзники в войне, которую я хочу, чтобы мы выиграли... Если свобода хоть что-нибудь означает, то это право говорить людям то, чего они не хотят слышать.

Владимир Абаринов, 09.11.2015


в блоге Блоги