статья Полный неулет

Владимир Абаринов, 03.07.2013
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Последние повороты в деле Эдварда Сноудена оставляют ощущение фантасмагории, иллюзорности происходящего. Человек-невидимка растворился в транзитной зоне "Шереметьева", но был ли он там вообще? Кто его видел на борту рейса Гонконг–Москва? Кто может поручиться, что у него нет второго паспорта на другое имя, что он не изменил внешность и не вышел в город, ускользнув и от сонма журналистов, и от ФСБ? История шпионажа знает еще и не такие квипрокво. Сидит теперь Эдик в "Жан-Жаке" и пописывает в блог, в остальное время выдавая себя за дворника-таджика. В общем, в Пушкине открылась чебуречная "Гонконг"... ну и далее по тексту.

Разумеется, вздор все заявления российских должностных лиц о том, что транзитная зона не территория России и что к Сноудену там власти не смеют пальцем прикоснуться. Еще как смеют. Даже обладавшего дипломатическим иммунитетом Доминика Строс-Кана американцы сняли с борта Air France, который уже как бы территория Франции, и были в своем праве. Правовой статус транзитной зоны неясен, ее режим устанавливают национальные власти, и Сноуден вполне может прожить годы в России, в то же время оставаясь транзитным пассажиром.

Вряд ли состоятельны и ссылки на отсутствие договора об экстрадиции между США и РФ: для выдачи лица, обвиняемого в тяжком преступлении, необходима лишь добрая воля правительства, на чьей территории это лицо находится. Договор превращает добрую волю в обязательство, только и всего.

Если же принять всю эту шереметьевскую канитель за чистую монету, то тогда выходит, что Сноуден – наивный идеалист, а взявший его под свою опеку Джулиан Ассанж – "гнусный Мефистофель", как выразился внимательный и тонкий наблюдатель Алексей Цветков. Ведь Ассанж подписал контракт с телекомпанией Russia Today - он-то, мол, и заманил Сноудена в Москву.

Резонно. К этому, впрочем, можно добавить, что Сноуден по профессии системный администратор, а для многих слово "сисадмин" ассоциируется с гипертрофированным самомнением при внешности и повадках "ботаника". К тому же и подруга у него стриптизерша, страшно теперь обидевшаяся на него. По последним сведениям, Сноуден обратился с прошением об убежище к 21 стране, из которых четыре (Бразилия, Индия, Норвегия и Польша) отказали, пять (Австрия, Ирландия, Испания, Нидерланды и Финляндия) ответили, что проситель должен сначала прибыть на территорию страны, еще восемь (Германия, Италия, Исландия, Китай, Куба, Никарагуа, Франция и Швейцария) не дали никакого ответа и только две обнадежили неприкаянного беглеца – Боливия и Венесуэла. Что касается Эквадора, в чьем лондонском посольстве нашел приют Ассанж и на который особенно надеялся Сноуден, то он на сей раз подкачал: президенту страны Рафаэлю Корреа позвонил вице-президент США Джо Байден, после чего Корреа заявил, что решение выдать Сноудену временное эквадорское удостоверение личности было ошибкой и что беглец не сможет прибыть в Эквадор без паспорта.

По стечению обстоятельств президенты обоих государств, обнадеживших Сноудена, в начале этой недели находились в Москве на форуме стран-экспортеров газа. Обоих подозревали в попытке тайно вывезти Сноудена из России. Франция и Португалия закрыли свое воздушное пространство для самолета президента Боливии Эво Моралеса, и он вынужден был сесть в Вене, но Сноудена на борту на оказалось. Президент Венесуэлы Николас Мадуро, назвавший поступок Сноудена "подвигом мятежа и бунта против тех, кто хочет контролировать весь мир", тоже улетел из Москвы без Сноудена.

21-я страна в списке – Россия. С ней у Сноудена получилась самая занимательная история. В воскресенье в консульский отдел аэропорта Шереметьево обратилась адвокат WikiLeaks Сара Харрисон, сопровождавшая Сноудена из Гонконга в Москву. От его имени она подала прошение об убежище. Бумагу отправили по назначению, но уже на следующий день президент Путин сформулировал условие, при котором Сноудену будет предоставлено убежище в России:

Если он захочет остаться здесь, есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как это ни странно прозвучит из моих уст. Но именно в силу того, что он чувствует себя правозащитником и борцом за права человека, он такую работу, судя по всему, прекращать не намерен. Так что он должен выбрать для себя страну пребывания и туда перебраться.

После чего Сноуден свое прошение отозвал. Вероятно, кто-то скажет, что для него это дело принципа. Но у меня есть другое объяснение. В воскресном ток-шоу ABC News "На этой неделе" принял участие из своего жилища в эквадорском посольстве Джулиан Ассанж. Он, как всегда, много и красноречиво говорил о коварстве Вашингтона, о высокой миссии, которую исполняют он и Сноуден. Но ведущий Джордж Стефанопулос не поддался этой риторике и спросил: The Guardian обещает продолжать публикацию досье Сноудена – это значит, что им теперь владеет WikiLeaks? Ассанж ответил:

Послушайте, на данном этапе процесс публикации не будет прерван. Приняты меры к тому, чтобы никакое государство не вынудило г-на Сноудена остановить дальнейшую публикацию.

Иными словами, от Сноудена уже ничего не зависит. Даже если бы он и захотел, он не может остановить публикацию материалов, которых у него нет. "В этой связи, - как выразился Путин, - он человек свободный". И при этом Ассанж заявляет (в том же интервью), что WikiLeaks не несет ответственности за создавшуюся ситуацию.

Владимир Абаринов, 03.07.2013


новость Новости по теме