статья Москва - Сити

Владимир Абаринов, 24.05.2007
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Дело об убийстве Александра Литвиненко вступило в новую фазу. 22 мая, спустя считанные минуты после того как Королевская прокуратура объявила о намерении добиваться экстрадиции Андрея Лугового, обвиняемого в умышленном убийстве, в британский МИД был вызван посол РФ в Лондоне Юрий Федотов.

Внешнеполитическое ведомство распространило заявление министра Маргарет Беккет. "Это серьезное преступление, - говорится в нем. - Мы добиваемся и ожидаем от российских властей полного содействия в привлечении того, кто его совершил, к британскому суду. Об этом было строго заявлено российскому послу".

Как сообщил сам посол в прямом эфире Первого канала, ему было передано "обращение о выдаче", которое пока не может считаться официальным представлением, поскольку не сопровождается материалами предварительного следствия. Тем не менее, не глядя на эти материалы, российская сторона фактически уже ответила Лондону отказом, причем в тот же день.

"Как известно, выдача российских граждан иностранным государствам противоречит Конституции Российской Федерации, - заявил представитель российского МИДа. - Аналогичные положения существуют в законодательстве и других государств". Представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева подчеркнула то же самое обстоятельство: "В соответствии со статьей 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству". Вместе с тем она не исключила, что Луговой может быть привлечен к уголовной ответственности в России по материалам, представленным британской стороной.

Вопрос как будто закрыт. Европейская конвенция о выдаче 1957 года и Меморандум о сотрудничестве, подписанный в прошлом году Гепрокуратурой РФ и Королевской прокуратурой, к данному случаю неприменимы. Даже если российские власти захотят выдать Лугового, он обжалует это решение в суде и оно будет отменено как неконституционное. Процедуры принудительного лишения гражданства действующее законодательство не предусматривает. Статья 19 федерального закона "О гражданстве РФ" гласит, что выход из российского гражданства "осуществляется на основании добровольного волеизъявления" лица, причем лицу в этом праве может быть отказано.

Таким образом, принудительный размен Лугового на Березовского и Закаева, о котором говорят некоторые комментаторы, невозможен.

Однако возможна добровольная явка Лугового в британский суд. Напомним, что не далее как в марте этого года он сам выражал полную готовность отправиться в Лондон, а Березовский в свою очередь обещал ему оплатить услуги "лучших британских адвокатов".

Теперь Андрей Луговой, правда, передумал. В интервью ИТАР-ТАСС он сказал, что обвинение против него "безусловно имеет политическую подоплеку". "Я не убивал Литвиненко, - утверждает он, - не имею никакого отношения к его смерти и обоснованно могу выразить недоверие к так называемой доказательной базе, собранной британским правосудием". Документов он, однако, еще не видел. Не исключено, что доказательства окажутся настолько убедительными, что Генпрокуратура примет решение о привлечении его к ответственности. Возможно также, что британская сторона способна оказать воздействие на российскую прокуратуру посредством публикации утечек материалов дела. Во всяком случае, напрочь игнорировать эти материалы будет затруднительно.

Луговой может предпочесть британское правосудие российскому - хотя бы потому, что на Британских островах за убийство с отягчающими обстоятельствами ему грозит в самом крайнем случае пожизненное заключение, а в России - смертная казнь. (Ныне действующий мораторий - это лишь отсрочка исполнения приговора.) Разумеется, и условия содержания в британских тюрьмах несравнимы с российскими.

Андрей Луговой сейчас заметно нервничает: он оказался в одиночестве, обвинения не предъявлены ни Дмитрию Ковтуну, ни Вячеславу Соколенко; Королевская прокуратура это решение никак не комментирует. В качестве упреждающего хода Луговой обещает в ближайшее время сделать некие заявления, которые станут "сенсацией для общественного мнения Великобритании и смогут кардинально изменить оценку событий, которые происходили в последние годы в Великобритании вокруг отдельных персоналий российского происхождения". Что это за разоблачения? В какой мере они способны разрушить версию предварительного следствия? Или эти сенсации не имеют отношения к делу Литвиненко? Среди "персоналий российского происхождения" на Британских островах - люди из списка Forbes, правящий класс России. Луговой, несомненно, знает многое.

Стоит напомнить, что следователь Генпрокуратуры Александр Отводов, который допрашивал в Лондоне Бориса Березовского, помимо прочего интересовался визитом Литвиненко, Лугового и Ковтуна в офис компании Erinys International Ltd. (В стенограмме, опубликованной "Коммерсантом", - "Эронис"). Следователей Скотленд-Ярда туда привел полониевый след. Визит состоялся в тот же день, что и посещение суши-бара.

Erinys - это крупное частное охранное агентство. Оно работает во многих странах мира, но в настоящее время его главные объекты расположены в Ираке, где среди его сотрудников есть и российские ветераны афганской и чеченской войн. Луговой, как известно, руководит частным охранным предприятием. О чем он вел переговоры с Erinys и почему следователь прокуратуры не спросил об этом его самого? В Ираке сегодня работают десятки тысяч сотрудников частных служб безопасности. Этим войском руководят опытнейшие отставные военные и разведчики; численностью оно уступает лишь американскому контингенту коалиционных сил. На оплату их услуг из бюджета США выкачиваются астрономические суммы, причем, как выяснилось недавно в ходе публичных слушаний в Конгрессе, установить всю цепочку субподрядчиков не представляется возможным, деньги оседают на счетах теневых посредников. Луговой, возможно, был или пытался стать участником этой большой игры с баснословными ставками. Но это, конечно, только одно из ответвлений дела Литвиненко.

Впрочем, скоро мы узнаем, какими сенсациями Андрей Луговой хочет ошеломить англичан. Если не передумает.

Владимир Абаринов, 24.05.2007