в блоге Призрак экстремизма

Vip Вера Лаврешина (в блоге Свободное место) 28.03.2014

465

История во многом повторяется. В двадцатом веке у нас в моде был, конечно, другой, особый "призрак". "Призрак коммунизма", который довольно зримо бродил тогда по Европе. Пол-Европы было под пятой СССР и его сателлитов. Тогда враги у СССР (как вот теперь у России) тоже были. В огромном количестве. Враги смертельно опасные. Правда, по довольно неясным критериям выявляемые и сажаемые - "вредители" всякие, "враги народа", а также их жены и дети. Сейчас как-никак идут двухтысячные. А с критериями, как видно на практике, все хуже и хуже.

В информационном пространстве сейчас в разгаре борьба с "национал-предателями" - с теми, кто, как говорят, ненавидит Россию: ходит на антивоенные марши и акции и совсем не радуется присоединению Крыма к РФ. Но пока особого закона, чтобы карать по заслугам этих "национал-предателей", еще не издали (на это Госдуме требуется некоторое время), пользуются уже имеющимися статьями УК РФ для наказания "экстремистов". Что такое экстремизм и в чем он выражается - никто толком не знает. В том числе и профессиональные эксперты. В чем мы уже не первый раз убедились, посещая заседания суда по делу радикального публициста Бориса Стомахина. Дело в том, что претензии к автору "антипатриотичных" публикаций в ЖЖ выдвигают именно лингвисты. И психологи. Их экспертная оценка текстов Стомахина легла в основу уголовного дела. Других "пострадавших" нет.

Именно они, эти высокообразованные люди, обнаружили такие признаки экстремизма в творчестве редактора газеты "Радикальная политика", что, по их мнению, оставлять публициста на воле нельзя. Надо сажать лет на десять.

При этом ответить на вопрос защиты, что такое в их понимании экстремизм, никто из экспертов не способен. Они всего лишь "выявляют его признаки". Как такое возможно с точки зрения формальной логики, не понимаю. Признаки как бы есть, а вот чего именно - никто толком сказать не может.

Напоминаю, что на основании психолингвистической экспертизы Стомахина обвиняют по частям 1 статей 205.2 (оправдание терроризма), 280 (призывы к экстремизму) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды) и по части 1 статьи 30, части 2 статьи 205.2 УК (приготовление к публичному оправданию терроризма с использованием СМИ). Ему грозит до 10 лет колонии. При этом он никаких деяний не совершил. Только публиковал статьи в интернете, которые и не понравились экспертам. И теперь они делают все возможное, чтобы публициста посадили. За некорректные слова.

На предыдущем заседании выступила филолог Юлия Сафонова, автор психолого-лингвистической экспертизы текстов Стомахина, с однозначным вердиктом: "сажать, нельзя помиловать". На последнем заседании, 27 марта, с таким же мнением выступили сразу двое. Сначала - Оксана Гурина, психолог с пятилетним экспертным стажем. Защитник Елена Санникова уличила ее в том, что оценка личности Стомахина в ее работе отсутствует. А без исследования личности обвиняемого феномен его особой ненависти к русским, к теперешнему государству никак не объяснишь. А еще - без учета оценки автором самого себя. На это Гурина чистосердечно призналась, что личность Стомахина она не изучала. Основной ценностью, как она поняла, он считает свободу, а выяснить, есть ли у него основания критиковать и ненавидеть существующий строй, не входит в задачи эксперта. Просто "такая уж у обвиняемого идеология". На вопрос Санниковой, могут ли изучаемые тексты возбудить ненависть и вражду, если человек ориентирован на общечеловеческие ценности, психолог ответила: "Может да, а может нет. В зависимости от психологических особенностей того, кто текст читает". Такой неоднозначный ответ звучал почти на каждый из предлагаемых защитой вопросов.

Второй эксперт, Анатолий Баранов, специалист по прикладной лингвистике русского языка, хотя и подтвердил, что Стомахин, конечно, отрицательно относится к геноциду, казням, войне, но свободы он предлагает добиваться насильственными методами.

При этом Баранов, как и его коллеги, не смог сформулировать, что он понимает под словом "экстремизм". Лишь предложил перечислить некоторые его признаки. Чем отличается "героическая" революционная деятельность, культ которой был в СССР, от "экстремистской", он объяснить не смог. Является ли текст экстремистским, заявил он, в итоге определяет суд, а вовсе не лингвист. Но делает он это с подачи лингвиста...

Адвокат Михаил Трепашкин пытался уточнить у эксперта Баранова, почему высказанное в Сети мнение вдруг начинает расцениваться как призыв к насильственным действиям, тем более что предлагается нечто неосуществимое. "Вопрос реальности осуществления призыва мы не рассматриваем. Если в тексте есть призыв, значит, есть и побуждение к действию. А есть ли унижение, оскорбление - это мы смотрим по словарю", - сказал эксперт.

Вот так, пользуясь обычным словарем, а также методичкой с перечислением "признаков экстремизма", эти положительные, воспитанные и благонравные люди состряпывают другим уголовные дела, приговаривают к заключению на длительные сроки, особо не вдаваясь в детали происходящего и расценивая это как обычную работу, а то и похвальное дело по поручению начальства. В своей непогрешимости, равно как и безнаказанности, они почему-то стопроцентно уверены. Судя по их виду. А я вот - нет. Более того, я надеюсь, что рано или поздно таких, как они, ожидает возмездие. Покольку, если и считать кого-то предателями, то это именно их. В первую очередь.


Материалы по теме
30.10.2013 статья Александр Подрабинек: Запамятовали →
28.09.2012 статья Владимир Абаринов: Дело за слово →
19.11.2013 в блоге Александр Скобов: Контузия →
28.02.2014 в блоге Вера Лаврешина: Как судят Стомахина →
23.09.2013 в блоге Елена Санникова: Стомахин: слово и дело →

Комментарии
, 28.03.2014 11:35 (#)
13142

Мне кажется, в таких случаях надо обратиться к независимым экспертам-лингвистам. Хотя, скорее всего, суд не приобщит их экспертизу к делу, текст ее и выводы получат хождение, как и "экспертиза экспертизы". Этот жанр имеет право на существование: например, он сыграл положительную роль при обвинении в "экстремизме" священного текста кришнаитов ("Бхагвад-гита как она есть") и двух судебных процессов против них в Томске. Поддержали же "экстремизм" "Бхагавад-гиты университетские преподаватели сначала из Томска, а потом из Кемерова (там кстати работает обычная команда, которая строчит заказные экспертизы против "Свидетелей Йеговы"). Подробности об этом размещены в статье "Бхагавад-гита и суд" в Википедии. Были -- малограмотные подонки, но были и -- по собственному почину -- грамотные и честные эксперты и немалочисленное, но гражданское общество Томска. Так что хотя у кришнаитов все отобрали и построенный им дом разломали, все-таки суд обвинения отверг.
Такая же экспертиза была проведена в отношении текстов песен Pussy Riot. Т.е. в лингвистической среде могут быть как свои "плохиши", так и достойные люди. И надо их найти.

User djatlov, 28.03.2014 14:56 (#)
3169

Есть такая статья в УК - дача заведомо ложного экспертного заключения.
Ни разу не слышал, чтобы по ней дело возбуждали.
Зато слышал, что в двух судах с интервалом чуть не в неделю доказано, что "Паша-мерседес" - оскорбительная фраза, а "Ковалёв гад, Юшенков гадёныш" (сказанное тем самым Пашей) - нет. Что прилюдное обращение к женщине "п..да" может быть не оскорблением, а непроизвольно вырвавшейся рифмой к слову "звезда". Что можно, оказывается, избивая человека ногами по голове, кричать "убивай хача" не всерьёз, а в качестве шутки. Что листовка про "вора Каспарова, который получил американское гражданство и рвётся к власти" не была враньём про Г.К.Каспарова, поскольку мало ли у нас Каспаровых. Зато неуважительная фраза про "продажных ментов" сильно оскорбляет данного конкретного сотрудника милиции...

User vaverka_148, 28.03.2014 19:01 (#)
17770

Надо будет поискать в УК, что это за статейка такая. не слышно, чтобы она где-то применялась... Уж больно нагло держатся эти продажные гуманитарии, так стыдно за них. просто сил нет. Гуманитрариям. как мне всегда казалось, свойственно всё-таки жалеть других человеков, а не топить их, когда те в беде.

User djatlov, 28.03.2014 19:33 (#)
3169

Статья общая, 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод. Но я не слышал, чтобы экспертов по ней привлекали.

Штраф, арест до 3 месяцев, исправработы. Если ложное заключение связано с обвинением в тяжком преступлении - до 5 лет. Если до приговора эксперт успеет признаться - освобождается.

User vaverka_148, 28.03.2014 21:52 (#)
17770

Ага, спасибо за информацию...Хотя, конечно, делу это особо не поможет.

User django2, 29.03.2014 16:52 (#)

Кстати, а экспертов по делу Ходорковскоо не по этой статье хотели привлечь?

5480

14:56

А ещё:
"Савеловский райсуд Москвы подготовил мотивировочную часть решения по иску сопредседателей Партии народной свободы Бориса Немцова, Владимира Милова и Владимира Рыжкова к главе правительства Владимиру Путину и ВГТРК. Творчески развив позицию представителя господина Путина в суде, заявлявшей, что утверждение об "утащенных миллиардах" прозвучало в адрес "неопределенной группы лиц", суд счел, что фамилии Немцова, Рыжкова и Милова "употреблены не в качестве имен собственных, а исключительно в нарицательном значении".

User djatlov, 31.03.2014 16:20 (#)
3169

Точно. А вот известные надписи про Путина почему-то не в нарицательном...

User vaverka_148, 28.03.2014 18:57 (#)
17770

Да, Вы правы, надо было, конечно, еще раньше поискать таких экспертов. Как бы только не побоялись они идти против, так сказать, "генеральной линии партии", защищая такого независимого и резкого человека, как Стомахин. Людей уже порядком запугали.

5480

На мой взгляд, г-жа Лаврешина ставит вопрос шире.
Ознакомьтесь с этой статьёй Носика:

http://echo.msk.ru/blog/nossik/1290432-echo/

В этих двух статьях затрагиваются, вроде бы разные вопросы. Но вывод можно сделать один: 'Государство'-Беспредельщик.
'Государство'-Отморозок.

Vip krokodil777, 28.03.2014 15:05 (#)
22674

Дорогая Вера, мне чрезвычайно импонирует то, что Вы стремитесь хоть как-то защитить Стомахина. Это благородно.
Но - что уж тут поделать - эксперты правы, Стомахин не раз в своих опубликованных в интеренете текстах, призывал уничтожить физически Россию (примерно так, как бы это сделали, если бы могли, чеченские мстители, у которых россияне убили, сожгли, запытали, изнасиловали детей или братьев или сестер) и русских. Тут и экспертизы не надо, все ясно. Призывал. И у людей, близких ему по духу, такие призывы вызывают разумеется желание осуществить это на практике. Другое дело, никто из них, как кажется, ничего подобного не делал...
Так что Стомахина надо было бы отпустить. Но ведь это Россия, поэтому не отпустят, а посадят. По сути, все, что он написал, это только МЕЧТЫ. Так что его за мечты будут сажать. Иначе говоря, за ПОЭЗИЮ...
......
Самое же "комичное" во всей этой истории - это то, что Стомахин озвучил, как выяснилось, не только мстительные мысли чеченцев - а чаяния миллионов людей.
Агрессор и вор Путин - и миллионы его симпатизантов - все делают для того, чтобы так, как Стомахин пишет о русских --- думали все больше и больше людей на всей планете.
...
Свободу политическому поэту Стомахину!!!
Раздавить глиста и глистовый народ-агрессор!

User vaverka_148, 28.03.2014 19:17 (#)
17770

Так ведь близкие по духу Стомахину - это я, например, а также очень-очень многие люди, которых я лично знаю, которые не совершали и не станут совершать терактов, да и сам сам Борис навряд ли способен на что-то такое, ну да, такой уж интересный жанр у него - язык вражды, и он таков именно потому, что слишком уж мы безоружны против монстра. И слишком нас мало. ЭТО и порождает отчаяние, сам стиль самовыражения - отчаянный...Чем дальше, тем хуже у нас всё становится, накал патриотизма какого-то патологического всё нарастает, того и гляди, драка пойдет за Донецк и Харьков, а там и Киев на очереди...Со многими друзьями я просто перестала разговаривать из-за психоза вокруг Крыма. Ужасное ощущение. Находишься в некой враждебной среде, среди нездорово возбужденных людей... Они даже не то что радуются по поводу аннексии Крыма, они ЗЛОРАДСТВУЮТ по поводу унижения хохлов. И хотят этот марш-реванш продолжить.

Vip krokodil777, 28.03.2014 20:32 (#)
22674

Это ЗЛОРАДСТВО рабское, радость от унижения соседа (а по рассказам родителей и бабушек также радовались многие, когда арестовывали тех или других в сталинские времена) - это и есть русская душа.
Да, да, есть и другие...
Был бы я миллиардером - оплатил бы всем, до последнего человечка, вышедшим на марш против присоединения Крыма - годичный отпуск в Италии, Испании или на Карибских островах... по желанию...
Чтобы покупались, позагорали, почитали, отвлелись и окрепли телом и душой, прежде чем в родной гадюшник возвращаться, в проклятую Россию...

User vaverka_148, 28.03.2014 21:56 (#)
17770

У крымчан, однако, большие проблемы сейчас начинаются, так что отрезвление неминуемо наступит. К осени - уже можно будет подводить кое-какие итоги.

User sergii_from_kyiv, 28.03.2014 15:36 (#)
13636

карательная психиатрия – слышал, карательная психолингвистика – это уже новое… следует ожидать карательной географии.

User vaverka_148, 28.03.2014 19:23 (#)
17770

Карательная география сейчас не только на "Яндекс-картах", увы, происходит, где Крым уже подарен стране-агрессору, но и назревает в виде конкретных событий на границе РФ с Украиной. Россия не терпит свободолюбивых людей. Мстит отъемом территорий, армия-то у нее не в пример больше. Любимый олимпийский вид спорта у русских - катание на танках по чужой земле.

User d44yuriy, 28.03.2014 16:46 (#)
10546

Уже есть. Попробуйте заявить, что Крым - это Украина.

User vaverka_148, 28.03.2014 19:25 (#)
17770

Приходится об этом напоминать то и дело. Пока Сеть не перекрыли окончательно.

Vip krokodil777, 28.03.2014 20:35 (#)
22674

пока рот не забили глиной

User vaverka_148, 28.03.2014 21:57 (#)
17770

Да, да)) Будем кричать, пока не придушат окончательно)

User boris_k, 28.03.2014 16:54 (#)
3734

"Основной ценностью, как она поняла, он считает свободу,"
========================
так это уже вышка

User vaverka_148, 28.03.2014 19:26 (#)
17770

Всё закономерно. Поэтому его и не выпустят. Пока они сами на свободе.

21790

Он все более прав с каждым днем. Посмотрите вокруг. Конечно, он у них будет сидеть, пока не умрет. Как они могут его выпустить, когда он о них говорит правду?

Vip krokodil777, 28.03.2014 20:37 (#)
22674

они не боятся правды о себе, они боятся смерти, они чуют в Стомахине свою смерть

21790

Это одно и то же. Их жизнь ложь, а правда смерть. Дело же не в сапогах резиновых, блин. А в том, что они в крови по уши и врут безмерно.

Vip krokodil777, 28.03.2014 21:27 (#)
22674

про сапоги я не понял, но это не важно
я имел в виду то, что они копчиками почуяли - Стомахин "вестник". Не просто аналитик, поэт итд...

21790

сапоги - это (с) скойбеда

User vaverka_148, 28.03.2014 21:59 (#)
17770

Какое же это всё-таки счастье - не врать)

21790

Держитесь там...

User vaverka_148, 28.03.2014 22:01 (#)
17770

Он их уже давно хоронить начал...Кто вот окончательно закопает?

, 29.03.2014 15:59 (#)

А Скойбеду за прямое поощрение фашизма слабо по 282-й упечь? Пусть не на 10 лет, а хотя бы на общественные работы? А Киселева за "превратить США в радиоактивный пепел"? А депутатов и других деятелей, призывающих к военному вторжению в Украину? Или уж всех, или никого...

User vaverka_148, 29.03.2014 17:17 (#)
17770

Жириновский, помнится, призывал бомбить Тбилиси, когда еще грузинская война была... Ничего, жив-здоров-процветает, теперь у него похожая риторика - в отношении Украины. Неподсуден. Вместе с Киселевым и Ко.

Vip krokodil777, 30.03.2014 01:02 (#)
22674

Многие забыли, что тоже самое призывал и Навальный. Используя слово "грызуны".

User academic, 31.03.2014 11:08 (#)

"Лингвистам", о которых здесь говорится, надо дать награду: 1) По башке вертикалью 4-й степени. 2) Премировать полным унитазом духовных скреп. 3) Навесить на шею ведро ржавых железняков. 4) Разрешить прыгнуть в канаву с жидкой скойбедятиной.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: