в блоге Сергею Аксенову об академике Сахарове

Vip Елена Санникова (в блоге Свободное место) 24.11.2011

35

О причинах отказа Сахаровского центра Лимонову в помещении для выдвижения в президенты все уже сказано. Я о другом: о последних строках гневной реплики Сергея Аксенова, касающихся лично академика Сахарова. Я полагаю, что уважаемый Сергей просто не располагал информацией и, скорее всего, вообще мало знал об Андрее Дмитриевиче - иначе бы ему и в голову не пришло высказать такое.

Он пишет, как Матвей Крылов был поражен тем, что «в квартире Сахарова сам академик занимал собственно всего одну комнату, в которой ничего, кроме кровати и стола со стулом, не было». Я хочу сообщить уважаемому Сергею более поразительную вещь: у академика Сахарова вообще не было своей квартиры, равно как и комнаты, и предположение о его «нескольких квартирах» и «многочисленной челяди» является нелепой фантазией, на какую даже оголтелая советская пропаганда не отваживалась.

Свою единственную квартиру Андрей Дмитриевич оставил выросшим детям, когда, будучи вдовцом, вступил во второй брак и вселился в квартиру своей тещи. Кроме тещи и жены, в этой небольшой квартире проживали двое детей Елены Георгиевны Боннэр, муж ее старшей дочери и позже - их двое детей. Таким образом - четыре поколения в двух небольших смежно-изолированных комнатах знаменитой квартиры на улице Чкалова (ныне Земляной вал). Никакой отдельной комнаты, как вы понимаете, у Андрея Дмитриевича долгие годы не было. Однако же стиль взаимоотношений в этой семье был таким, что поговорка «в тесноте, да не в обиде» сюда как нельзя кстати подходит. Не только сами обитатели квартиры на тесноту не жаловались, но и многочисленные гости, как на огонек стекавшиеся в эту обитель душевного тепла, не чувствовали здесь тесноты.

Эта квартира, ее климат и ее нравственная обстановка сыграли незаменимую роль в нашей истории. Важнейшие пресс-конференции западным журналистам в условиях слежки и «железного занавеса» давались в ее стенах, важнейшие вопросы зарождавшегося правозащитного движения решались на ее кухне. Здесь предавались широкой огласке проблемы политзаключенных, составлялись документы в их защиту, велась работа, помогавшая выжить людям в условиях ГУЛАГа времен «застоя».

В январе 1980 года академик Сахаров был арестован и последующие 7 лет провел в ссылке. Только в самом конце 1986 года ему разрешили вернуться в Москву. О том, что у академика нет своей комнаты, Михаил Горбачев узнал с не меньшим удивлением, чем Матвей Крылов о «всего одной комнате». Задача улучшить жилищные условия Андрея Дмитриевича была заявлена тогда на высшем уровне. Однако от большой квартиры в академическом доме Сахаров отказался. Тогда-то и выдали ему московские власти такую же небольшую двухкомнатную квартиру этажом ниже, расселив две проживавшие в ней семьи. И у академика наконец-то появился свой изолированный кабинет и своя спальня для отдыха. В прежней квартире, как и до ареста, бурлила жизнь, приходили люди, обсуждались важнейшие деловые вопросы и проблемы, касающиеся судеб страны, велись душевные разговоры на кухне. В квартиру же этажом ниже жена академика не пускала никого, никому не давала того телефона, и здесь Андрей Дмитриевич впервые за долгие годы мог работать в полном уединении. К сожалению, этой привилегией академик обладал менее полутора лет. 14 декабря 1989 года он скончался от сердечного приступа, полученного после стрессового заседания Верховного Совета накануне. Это и есть та самая квартира, на превращение которой в музей Сахарова собирает деньги Сахаровское движение, к которому принадлежит нынешний политузник Матвей Крылов.

Откуда же взялись фантазии о «нескольких квартирах» Сахарова в этом подъезде? Очевидно, Матвей Крылов был введен в заблуждение офисом Фонда и архива Андрея Сахарова, расположенным рядом с квартирой-кабинетом академика. Эту квартиру-офис власти Москвы передали Фонду Сахарова в 1993 году, то есть четыре года спустя после смерти академика. Что же касается фантазий о «многочисленной челяди», то за эту ложь действительно впору бы извиниться Сергею Аксенову перед детьми и внуками Елены Георгиевны, перед памятью ее мамы, но его частично извиняет полное незнание обстоятельств жизни академика Сахарова.

Увы, термин «нацбол» соответствует характеру некоторых представителей этого движения, способных по-большевистски резко высказаться, не разобравшись даже в сути вопроса. Хочется адресовать их к примеру академика Сахарова, к его трудам, его статьям на общественно-политические темы, к его воспоминаниям и дневникам. Прочтите все это, ребята! Прочтите хотя бы те его высказывания, которые вывешены на стене в Сахаровском центре, всегда открытом для вас как место для любых ваших дискуссий и круглых столов. Обратитесь к примеру человека, который жестко противостоял чудовищному монстру огромной тоталитарной империи с ее идеологическим террором и неумолимым подавлением свободы слова, но сохранял при этом качества редчайшей доброты, мягкости и деликатности.

А «несколько квартир» Андрей Дмитриевич по своему статусу академика-ядерщика действительно мог бы иметь, равно как и много денег, но он ни во что не ставил свои академические привилегии, будучи человеком совсем других интересов. Вступив на стезю правозащитной деятельности, он одну за другой эти привилегии терял, пока не потерял и саму свободу. Его равнодушие к материальным благам, готовность пожертвовать и тем немногим, что имеет, ради правды и совести пусть и сегодня как пример противостоит опустошающей атмосфере века алчности и агрессивного восприятия мира.


Материалы по теме
24.11.2011 в блоге Сергей Аксенов: Bad boys do good things →
22.11.2011 в блоге Сергей Лукашевский: Увы, хамы... →
22.11.2011 в блоге Сергей Аксенов: Душеприказчики, блин →

Комментарии
User boris_k, 24.11.2011 15:10 (#)
3734

«многочисленной челяди»

Любопытно, что честные и благородные (без иронии) лимоновцы распространяют информацию о Сахарове, до которой не докатились (не допетрили?) даже опытные работники Конторы. Услужливый дурак действительно - без всякого преувеличения - опаснее, много опаснее врага, и, говоря о "жуликах и ворах", не следует забывать и то, что простота гораздо хуже жульничества и воровства.
(Кстати, когда эта пословица возникла в русском языке, слово "воровство" означало не то же самое, что сейчас, а просто любое преступление.)
Непонятно, зачем известная фирма содержит всех этих портянок, если "союзнички" по оппозиции поливают друг друга такими ушатами дерьма. Ведь никакой Огуртцофф или Руссиван не додумается сказать о Сахарове такое, что в момент скажет нормальный честный нацбол.
А теперь подумайте - всего немного фантазии - что будет, если такие люди действительно придут к власти? Мало не покажется.

User roker, 24.11.2011 15:40 (#)
22038

"...нормальный честный нацбол"

Борис, на кротовской ветке юзер Макаронов использовал эпитет "честный" в отношении афонских монахов, фактически попросив считать их не "нечестными", а бессовестными.

По всей видимости, Вы также используете, если так можно выразиться, своеобразную "инверсию", называя нацболов "нормальными и честными" ?

User sova999, 25.11.2011 01:27 (#)

ну долго я молчал — противно было это нацбольское говно трогать
В январе 2011 жил я с энтими отморозками 2 недели в офисе Стратегии - 31. Я их тогда лично толком не знал и вписался вместе с ними листовки по Стратегии - 31 раздавать — потому как только они этим и занимались. И Аксёнов и Аверин туды прибегал языком чесать. Не буду называть поимённо ( если надо будет назову ), но выражения типа «Когда мы придём к власти весь кавказ на столбах будет висеть», приветствия - зиги, а так же разговоры на тему «какой Сталин был хороший» были там в порядке вещей.
Самое интересное в этой истории — это то, что офис они арендавали у алексеевской МХГ,
а так же то, что как они сразу мне сказали, внутри всё прослушивается и пишется чекистами ...
Кроме того, по ходу дела мне подсовывали то наручники, то самопальные дымовые шашки — для пальчикиов … Но дураком я вроде никогда не был и вруки это всё не брал …
Потом 30 января в офисе был обыск и нас приняли на ночь опера — это было связано с манежкой … Так вот перед тем как нас брали, мы все договорились молчать по 51 статье, а на отделе например Авдюшенков о чём то мило беседевал со следаком …
Так что делайте выводы ...

User sova999, 25.11.2011 01:39 (#)

да, Рыбаченко там тоже частенько бывала, при этих разговорах присутствовала и не возражала ...

User boris_k, 25.11.2011 20:24 (#)
3734

Нет, я действительно боюсь, что нацболы честные и хорошие (м.б. ошибаюсь, тогда поправьте). Поэтому, когда они придут к власти, расстреливать будут только нечестных и плохих. Ну, а если таких сразу же наберется миллионов этак 20-30, что ж делать, в России диктаторам всегда не везло с народом.
Таким же честным был и Пол Пот. Он хотел, чтобы в обществе остались только хорошие люди. Треть народа оказалось плохой, ее пришлось вырезать.

, 25.11.2011 00:49 (#)

С нацболами вообще прикольно, доверчивая Алексеева пришла когда позвали, но не поняла реально, думала нцб нужно сказать что на Трф. и не под дубинками, - столько вылили, до сих пор не отмоется. Немцов или Каспаров пытались в Вашингтоне конгрессу донести как, нацболов же, менты винтят - одернули их быстро тоже. Сахаровский центр - чуть что не так челядь да душеприказчики. А так, да, Матвей Крылов был введен.., блин.

User errdonald, 24.11.2011 15:50 (#)

Национализм и большевизм ПРОТИВОПОЛОЖНЫ по сути !

Понимаете, большевик не может быть националистом ! Почему это нацболам до сих пор никто не объяснил ? Ведь очень многие из ныне живущих в обязательном порядке учили историю ВКП(б)! Неужели в головах ни у кого ничего не осталось?! Национал-большевизм столь же абсурден, как атеистическое христианство, или католический агностицизм, или движение стоиков-гедонистов. Или, например, поярче будет : партия гомосексуальных гомофобов !
Национализм и большевизм ПРОТИВОПОЛОЖНЫ по своей сути и взаимно исключают друг друга !
Хочется написать и напишу - с коммунистическим приветом !

User adig2, 24.11.2011 17:37 (#)

Национализм и большевизм ЕДИНЫ!

Точно так же как стали едиными два понятия в национал-социализме.
Аль уже забыли о геноциде целых народов во времена "торжества единственно верного учения"?
.
Но если, конечно, всерьез воспринимать историю по "истории ВКП(б)", то тогда и ГУЛАГа не было и кпСС и ее высший орган-гестаповское чека - это "ум и совесть эпохи".

Vip aksenov, 24.11.2011 16:44 (#)
308

Очевидно, Матвей Крылов был введен в заблуждение офисом Фонда и архи

Возможно, Матвей Крылов и был введен в заблуждение. Он говорил именно о квартире на улице Чкалова. Я же сослался на его рассказ. Если он не прав, а мои слова кого-то обидели - извиняюсь.
Однако вы же понимаете, что речь идет вовсе не о квартирно-бытовых проблемах...

User roker, 24.11.2011 20:00 (#)
22038

"Я же сослался на его рассказ..."

Если дружище Крылов когда-нибудь сообщит Вам, как именно его "вводили его в заблуждение", Вы поделитесь с нами и этим "его рассказом" ?

С другой стороны, я не понимаю, о каких-таких "других проблемах" говорит дружище Аксенов. По-моему, в его посте "речь идет" исключительно о "квартирно-бытовых проблемах".

Да уж; и эти люди - "почти-авторы" Граней...

User karluha, 24.11.2011 23:13 (#)

Если он не прав, а мои слова кого-то обидели - извиняюсь

Простите за занудство, г-н Аксенов, но и слова "извиняюсь" в русском языке нет.

User roker, 25.11.2011 00:59 (#)
22038

"Простите..., г-н Аксенов, но ... слова "извиняюсь" в русском языке нет"

Зато он так замечательно говорит по-английски. И даже, утверждают, с осетино-казацкким акцентом.

livejournal.com barmans [livejournal.com], 25.11.2011 11:12 (#)

"извиняюсь" но это действительно занудство:)

User karluha, 25.11.2011 13:02 (#)

Не сомневаюсь, учитывая, что рядом с вами и Аксенов - Дитмар Розенталь.

livejournal.com barmans [livejournal.com], 25.11.2011 13:48 (#)

на вы и шикарненько, на Вы я не претендую, а то сравнения, сравнения. душой что-ли мериться?

livejournal.com barmans [livejournal.com], 25.11.2011 11:10 (#)

мда г. Аксенов, с Сахаровым вы прокололись!

сравниваете не сравнимое.


ps, аксенов или аксёнов?

User leokadij, 25.11.2011 23:35 (#)

Уважаемый boris_k

Вы случаем не Борис Крутиер, автор книги "Крутые мысли"?
Признавайтесь!

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: