Также: | Персоны: Элла Панеях

в блоге Синие ведерки: государство без тормозов

Vip Элла Панеях (в блоге Свободное место) 25.04.2010

124

История с синими ведерками замечательна в первую очередь тем, что демонстрирует непрерывно углубляющийся культурный и, если можно так выразиться, этический разрыв между государством и живущими в стране людьми. Общество во многом преодолело и позднесоветское социальное разложение, и естественную трансформационную аномию. Оно начинает жить по человеческим, более-менее современным, неформальным правилам. Не в политике – в самом простом быту, на уровне вежливости, добросовестности, элементарной гигиены. Придерживать двери в метро, пропускать пешеходов на переходах, улыбаться, обслуживая клиента, не колоть одним шприцом пять пациентов, душ принимать каждый день, в конце концов. В позднесоветское время эти практики маркировались как элитарные, «культурные». Сейчас они стали массовыми, именно НЕследование им маркирует человека как маргинала. Многие ли помнят, что во времена перестройки, каких-то четверть века назад, одним из постоянных мотивов обличительных текстов против «совка» было состояние общедоступных туалетов в Москве и Ленинграде? Когда вы в последний раз видели пьяного водопроводчика – стереотипный образ советского времени? Десять лет назад, семь? Когда вам последний раз хаманули в магазине?

А когда вы последний раз видели, как человеку стало плохо в бесконечной очереди? Я – две недели назад. В сберкассе, которая сейчас по недоразумению называется отделением Сбербанка. Кто видел отделение настоящего коммерческого банка – знает разницу. А нахамили в учреждении последний раз вам когда? Мне так тоже дней десять назад. В паспортном столе, или как его там сейчас. В этом все дело. Общество стремительно цивилизуется. Государство остается в двадцатом веке, в позднесоветском разврате и постсоветской аномии.

Сначало это просто было следствием безнаказанности, на низовых уровнях еще и компенсацией издевательски низких зарплат; но с тех пор, как произошло «укрепление вертикали» и казенная служба снова стала тепленьким местечком, государство стало притягивать к себе – в себя – соответствующего качества человеческий материал. С этого момента процесс пошел по нарастающей. Общество цивилизуется и взрослеет – государство дичает и теряет последние тормоза.

Автор великолепной кампании «синих ведерок» Сергей Пархоменко везде говорит, что его интересуют не разборки на дорогах, а сословный характер российского общества. Позволю себе другой взгляд на проблему. Сословное неравенство, бесспорно, существует в России, но движение «ведерок» не про него. Оно проще и глубиннее – про то, что в данный момент в Москве прилично, а что уже непозволительно нормальному – не «порядочному», не «сознательному», не «интеллигентному» - а просто не более, чем нормальному, человеку. И чего, соответственно, нормальный человек не должен по отношению к себе позволять. Это симптом изменений гораздо более серьезных, чем политическая мобилизация. В России выросла цена человеческой жизни – и выезд с воющей сиреной на встречную полосу, создающий опасность для других машин, больше не прощается никому, даже самому высокому начальству. В России люди понемногу привыкли к гораздо большему, чем раньше, уважению их личности и интересов – и от представителей государства ждут того же. В России элементарно научились хоть как-то ценить свое время – и мигалки реально ломают планы граждан, которые больше не считают себя разменной монетой в играх больших людей.

Частные люди нашли мирный, веселый, массовый, беспартийный и стопроцентно законный способ продемонстрировать моральную ущербность повседневного поведения государственных людей. Верх интеллектуальных возможностей самих государственных людей на этом поприще, как выяснилось только что, – старая, как мир, провокация против частной жизни идейного противника с подкладыванием проститутки и последующим разоблачением. При такой разнице весовых категорий предсказать конечный итог нетрудно.


Материалы по теме

Комментарии
User antifa_2_ru, 26.04.2010 00:13 (#)

старая, как мир, провокация против частной жизни идейного противника с подкладыванием проститутки и последующим разоблачением.

Смешно - идейный противник был настолько невменяем, что ему с легкостью подкладывают проститутку в частную жизнь!

User artamvon, 26.04.2010 04:24 (#)

О слове "ведёрко"

Само слово - какое-то детское...

User euge2010, 26.04.2010 04:40 (#)

Спасибо, Элла. Давно не читал такого замечательного с точки зрения русского языка, стиля, ясности изложения, текста.

User dmidonan, 26.04.2010 09:44 (#)

"Когда вам последний раз хаманули в магазине?"

А, просто "нахамили" уже не употребляется? Или для руснета только на "олбанском"?

User grottttt, 26.04.2010 04:42 (#)

Ну и намешала...

за количество знаков что-ли платят

User dimaden, 26.04.2010 06:53 (#)

Общество стремительно цивилизуется.

Блажен, кто верует.
Расскажите это иркутчанам, одна из которых после аварии рассматривает своё авто, а другие спокойненько мимо убитой и умирающей проходят...
Но Вы пишите, Эллочка, пишите - опыт и стиль приходят и с количеством тоже... иногда.

А мы вот, в мерзкой понпидосии меряем нехамство клерков и продавцов не днями и неделями - а годами и десятилетиями. Например, лично мне за 14 лет государство в лице этих винтиков НИ РАЗУ не нахамило, ни обмануло.

User medwedb, 27.04.2010 09:46 (#)

За точность цитаты не ручаюсь, но смысл таков: "Если вы уверены, что вас не обманули, то вы просто не видите, где вас обманули!"

User protoplasm4, 26.04.2010 10:12 (#)

Прочитал два раза. Ничего не понял.

Можно ли этот текст сублимировать во что-то более ясное?

User salve, 26.04.2010 13:26 (#)

Блажен кто верует

Можно подумать, что так называемые "государственные" люди с другой планеты. Это наши соседи по подьезду. Вы уверены, что Вы сами или те, с синими ведерками став элитой не поедете по встречке с мигалками? В том-то и деле, что Вы поедете и они поедут! Это и есть Россия и нисколько она не изменилась и не изменится!

User anarchist, 26.04.2010 15:16 (#)

Вы знаете, Чикатило тоже был соседом по стране, тоже из народа вышел. Но ведь нельзя сказать, что Вы идете по следам Чикатило. Или битцевского маньяка. Чиновником не каждый человек становится, а в их среде идет очень специфический отбор, в котором порядочные люди не выживают.

User ferasvob, 20.05.2010 12:14 (#)

Добавлю, что сама по себе "вертикаль", т.е. абсолютная диктатура бюрократии, обостряет именно такие - хамско-барские по отношению к "быдлу" (т.е. простым людям) наклоности у чиновников, даже если они и были до того порядочными людьми. Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно - не нами и не вчера сказано.

User borxi, 26.04.2010 15:47 (#)

Я тест понял

Протоплазм 4, я текст понял. Но объяснять вам не стану, ибо... Ну на хрена мне это надо??? Не поняли -- и ладно. Может, так даже лучше...

User older_gremlin, 26.04.2010 16:56 (#)

Я не нахожу кампанию "Глупых Ведёрок" великолепной. Я нахожу её идиотской, вредной и дискредитирующей здоровый протест.

Вместо решения серьёзной проблемы, кремлёвский провокатор Пархоменко предложил устроить цирк шапито. Выставил протестующих против мигалок больными на голову людьми, с которых нельзя воспринимать серьёзно. Старый кремлёвский клоун поработал на славу.

Спасибо!

User reward, 04.05.2010 19:28 (#)

ответ для older_gremlin

Все имеют право на свою точку зрения, но с Вашей точкой зрения я не согласна абсолютно. Это самая гениальная акция за последнее время.
Это не только не провокация, а как раз наоборот, открывшееся перспективы для возможности протестовать.
Кремлять очень серьезно восприняло этот протест, судя по реакции. Если они людей с ведром арестовывают, а "мигалко" боится включать свою мигалку, и даже меняет машины, это значит, что акция удалась!
Надеюсь, Вы сами не провокатор???

, 21.01.2011 17:26 (#)
13224

Ведерки не глупые, они веселые

Веселые кампании типа "Ведерок" и "Монстрации" - это серьезно, это то, что нужно. Смех легче сплачивает людей и хорошо работает. Еще сильнее - ироническая улыбка. Хохотать не надо. Просто улыбайтесь! (по барону)
Окружим "их" улыбками.

User dokman, 26.04.2010 17:09 (#)

К сожалению,протоплазмы и сальве есть родючий слой современного чиновничества находящегося во всём в противофазе к своему народу,точнее населению.Они внутренне принимают их правила жизни,попадая туда максимально их освобождают от моральности,нравственности.Поэтому и не понимают.Видимо этот негативный прогресс близок к критической точке кипения.Можно пожелать им приятного зависания на вилах народа.

User verun, 27.04.2010 05:03 (#)

Нахамили - и не раз. Граница Эстония-Россия, Иван-город. Туалет со стороны Эстонии не зеркальный, но и не грязный. Паспорта вежливо забирают в автобусе. Минут через 15 приносят обратно. Переезжаем границу. Приказной голос - всем выйти из автобуса с вещами. Тетеньки, бабушки и девушки бегут в туалет и возвращаются обратно - зайти невозможно, не то что сумку поставить. Зайти можно только в галошах. Снег из только-что белого становится антрацитовым. Поездка назад - час стоим на российской границе. Всех выгнали в терминал, вещи досматривают. Особенно тщательно проверяют пассажиров с детьмм. Стоим, ждем, сидим. Потом сидим в автобусе. В туалет даже не заглядываю. Наконец переезжаем границу - входит милая девушка, говорящая и по-английски, и по-русски, собирает паспорта и через 10 минут приносит их обратно. Мы в Европе.

"Нахамили - и не раз."

Для чего им нужен чемпионат мира? Чтобы заграничные гости почувствовали разницу между Россией и всем остальным миром?

User wldmr, 27.04.2010 13:54 (#)
2911

Безусловно тенденция некоторого нашего окультуривания имеет место быть. Самый яркий пример с машинами на переходах - ещё пять лет назад, когда из Украины шли сообщения, что там тормозят машины перед пешеходами, в это верилось с трудом и думалось, что у нас-то точно так никогда не будет и водители наоборот будут жать на газ с целью задавить человека на "зебре".
- А сейчас нате вам, я каждый раз испытываю состояние легкого шока когда передо мной на переходе тормозит огромный джипарь.

Возможо до людей, как-то, постепенно стала доходить мысль, что совковое хамство, унижает наше человеческое и национальное достоинство. И то, что произошло в Балтии и восточной Европе 20 лет назад начинается и у нас - рабские совковые ПУТы и чары начинают ослабевать и люди вспоминают, что они - люди и что только ты сам в ответе за свой человеческий облик, а не какой-то там дядя.

Теперь следующий этап взросления - когда народ начнёт выбрасывать окурки и мусор только в урны и станет убирать за собой, до первозданной чистоты, места пикников в парках и в лесу, унося с собой мусор в пакетах.
Но это будет для нас уже совсем революционная перемена и будет означать собой наше вхождение в семью цивилизованных народов.

Очень хочется дожить до этого времени, сейчас появляется хоть какая-то на это надежда.

Ведь стало же нам стыдно давить людей на переходах! Значит должно стать стыдно выносить имитационные выборы и имитационные партии.
- Это же ещё большее унижение, когда некто решает за тебя, как тебе и твоей стране жить дальше!

User ferasvob, 20.05.2010 12:17 (#)

Согласен с каждым словом, но кое-что добавлю. Чтобы зажить как люди, жителям Балтии и Восточной Европы пришлось сборсить господство номенклатуры. В СНГ это тогда не удалось. Но если народ и дальше станец цивилизоваться, а власть дичать, то усиление конфронтации народа и власти неизбежно...

User privatecitizen3, 27.07.2011 18:41 (#)

ИЮЛЬ 2011

"Частные люди нашли мирный, веселый, массовый, беспартийный и стопроцентно законный способ продемонстрировать моральную ущербность повседневного поведения государственных людей."
А ничем особым и не кончилось.
Разве Мигалкова осадили.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: