Также:

в блоге Письмо Медведеву: Вы дали установку убивать

Vip Светлана Ганнушкина (в блоге Свободное место) 24.01.2010

10

11.01.2010 г.
Президенту Российской Федерации г-ну Медведеву Д.А.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Террористические акты стали почти повседневностью нашей жизни. Они превратились в способ ведения диалога оппозиции с государственными структурами на местах, выяснения отношений в бизнесе, способ расправы с правозащитниками и журналистами, мести сотрудникам правоохранительных органов – облеченным властью и носящим оружие на законных основаниях – за бессудные расправы, которые могут быть также отнесены к разряду преступлений террористического характера. Вам хорошо известно, какие утраты понесло гражданское общество за последний год. Среди погибших много наших товарищей и самых близких нам людей, поэтому каждый из нас понимает, как важно бороться с терроризмом во всех его выражениях. Обеспечение безопасности населения есть одна из важнейших функций государства, в исполнении которой каждый из нас лично заинтересован.

Однако, борясь с терроризмом даже самыми жесткими методами, представители государства не должны уподобляться террористам. Они не могут исходить из принципа коллективной ответственности, их действия не должны быть похожи на месть.

Оставляя выбор тактики профессионалам, высшие государственные лица формулируют принципы стратегии в области борьбы с таким чудовищным явлением современности как терроризм.

С глубоким сожалением я вынуждена констатировать, что Ваши высказывания, дающие стратегические установки в этой области, вызывают у меня большую тревогу.

Так, 27 июня 2009 г., выступая на заседании Совета безопасности, Вы потребовали от силовых структур "не церемониться с бандитами" и попросили докладывать Вам, сколько боевиков на Северном Кавказе уничтожено за последнее время.

Тогда нам показалась, что эти слова сказаны Вами в минуту гнева после покушения на Президента Ингушетии Юнусбека Евкурова, с именем которого связывались надежды народа Ингушетии, зажатого между двумя источниками насилия, между властью и подпольем, выйти тупика. Драматичность момента не давала возможности вступить в дискуссию о методах борьбы с терроризмом.

Можно было ожидать, что в дальнейшем от Вас последуют более четкие и ясные установки и руководства к действиям, лежащим исключительно в правовом поле. Но вот 8 января нового 2010 г. на встрече с директором ФСБ Александром Бортниковым Вы снова даете ту же установку: "В том, что касается бандитов, наша политика остается прежней. Их нужно просто уничтожать, делать это жестко и делать это систематически, то есть регулярно, потому что, к сожалению, бандподполье еще существует. Нужно методично действовать "по всей поляне", если где-то появился след, значит, нужно искать их и уничтожать".

Уничтожать людей регулярно, жестко, систематически и методично за последние годы научились многие. Однако ни для кого не тайна, что отчетность такого рода весьма просто организуется, и наши доблестные правоохранительные органы имеют в этом огромный опыт. Они не привыкли церемониться не только с бандитами и с добропорядочными гражданами, но и с самим законом. Если для статистики нужны трупы – будут трупы, за этим дело не станет. Остается только открытым вопрос: уменьшится ли от этого численность вооруженного подполья. Возможно, новые жертвы фальсификации послужат рекрутированию в сопротивление новых участников?

Население теперь все реже обращается за помощью к правозащитникам и в правоохранительные органы. Ни те, ни другие не могут им помочь, поэтому люди теряют веру в правовое решение своих проблем. Это и есть следствие политики уничтожения без суда и следствия.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Ниже я привожу историю последних месяцев жизни одного жителя Чеченской Республики, которому мы не смогли помочь. Наша организация с конца июля 2009г. неоднократно пыталась добиться серьезного расследования обстоятельств задержания, а по сути похищения, жителя г. Аргун Чеченской республики Алихана Султановича Маркуева, 1988 года рождения.

Алихан Маркуев в июле 2007 г. стал участником незаконных вооруженных формирований, которые через год покинул, добровольно заявил в Аргунский ОВД о явке с повинной и в 2008г. официально прошел процедуру амнистии. После этого он открыто прожил год у себя в семье, занимаясь ремонтом дома.

Несмотря на это, 5 ноября 2008 года против Маркуева было возбуждено уголовное дело по статьям УК РФ: 222 (приобретение и хранение оружия) и 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов). Кроме того, Маркуев был объявлен в розыск, хотя он не скрывался от следствия и передал следователю СУ по ЧР Якубу Никаеву, который вел его дело, номер своего телефона. Для защиты интересов Алихана Маркуева был приглашен адвокат, работающий в ПЦ "Мемориал".

28 июля 2009 года Алихан Маркуев неожиданно был увезен из дома сотрудниками Аргунского ОВД. Адвокат позвонил следователю Никаеву, который сообщил ему, что дело в отношении Алихана приостановлено, а о его задержании ему ничего не известно. После этого сообщения родственники обратились в ОВД г.Аргун. Однако начальник ОВД и глава администрации г. Аргун посоветовали им прекратить попытки выяснения судьбы А.Маркуева, иначе против них будут приняты методы силового воздействия. Тогда родственники отправились в аппарат уполномоченного по правам человека в ЧР. Их принял сотрудник по имени Зелимхан, который отказался взять заявление и посоветовал им обратиться в прокуратуру.

В тот же день адвокат пришел за объяснением в ОВД. К нему вышел сотрудник, представившийся начальником уголовного розыска, и заявил дословно следующее: "Ты защищаешь "черта" и, если не хочешь иметь большие проблемы, то близко не подходи к ОВД, нет у нас никакого Маркуева".

На следующий день, опираясь на информацию чеченских коллег, я направила факсом и почтой запросы на имя заместителя министра ВД ЧР А.Б.Янишевского и прокурора ЧР М.М.Савчина с просьбой принять меры к выяснению места нахождения Алихана Султановича Маркуева и способствовать допуску к нему адвоката.

Помимо этого, я позвонила по телефону в Чеченскую Республику переговорила о происшедшем с обоими адресатами наших запросов. Мне обещали принять меры к тому, чтобы в отношении Алихана Маркуева не совершалось противозаконных действий.

2 августа 2009 года в ночное время в Аргунский ОВД вызвали родственников Алихана Маркуева. Родственники немедленно приехали на собственной легковой машине. Начальник уголовного розыска под расписку передал им задержанного 28 июля 2009 года Алихана. Алихан вместе с родственниками сел в машину, и они поехали домой. Не успели они проехать и половины пути, как дорогу им перегородили машины, в которых сидели вооруженные люди в маскарадных масках. Они выскочили из машин, затолкали в одну из них Алихана, отобрали у его родственников ключи от их машины и уехали.

Лишенные возможности преследовать похитителей, родственники не смогли проследить, куда увезли Алихана. Но позже им удалось найти свидетеля того, что машины похитителей заехали во двор Аргунского ОВД.

Мы снова немедленно направили запросы в правоохранительные органы Чеченской Республики. Переписка продолжалась до октября 2009г., но никаких положительных результатов не дала. Мы получили ответы о возбуждении уголовного дела по факту похищения человека, о проводимых проверках и об их результатах, которые, как это обычно бывает, состояли в том, что сообщенные нами сведения не подтвердились.

Алихан Маркуев исчез бесследно. При этом его родственники и адвокат продолжали получать угрозы и советы не интересоваться больше его судьбой. 19 октября 2009г. к нам в приемную Комитета "Гражданское содействие" в Москве позвонил неизвестный и сообщил, что, по его сведениям, Алихан Маркуев и еще трое пропавших жителей Чечни находятся в Гудермесе в одном из мест содержания лиц, задержанных органами внутренних дел. Им было названо имя еще одного задержанного – пятнадцатилетнего Расухана Ризвановича Эльпиева. Звонивший утверждал, что предполагается переодеть их в камуфляж, убить и выдать за уничтоженных во время спецоперации членов НВФ.

По словам звонившего, это было бы уже сделано, если бы не шум, поднятый вокруг Алихана Маркуева.

Эта информация требовала, по нашему мнению, принятия срочных оперативных мер реагирования. Мы немедленно направили факсом информацию об этом звонке в Прокуратуру и МВД ЧР. Ответ из Прокуратуры пришел невероятно быстро, он был датирован 22 октября. Это означает, что на оперативную проверку сообщенных сведений ушло не более 2-х дней. Разумеется, "сведения не подтвердились".

К сожалению, дальше события развивались по сценарию, описанному нашим неизвестным информатором. 27 ноября 2009 года на окраине села Сержень-Юрт был найден труп мужчины с огнестрельными ранениями. Рядом с убитым лежал автомат. На опознание трупа были приглашены родственники Алихана Маркуева, им было сказано, что Алихан погиб во время спецоперации, при этом сотрудники органов внутренних дел уже знали, чей труп перед ними. Родственники опознали в убитом Алихана, тело было выдано для захоронения. Похороны прошли в селе Автуры.

Похоронную церемонию проводили в спешке – видимо, угрозы родственникам Алихана не прекратились и после его убийства. Гибель Алихана Султановича Маркуева – не исключительное, а обычное событие на Северном Кавказе. Нам известен целый ряд аналогичных похищений, когда родственники отказывались от обращения в правоохранительные органы и предания происшедшего гласности. Ими руководил страх за остальных членов семьи, за свою жизнь. А сколько таких событий остается вне нашего поля зрения?

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Мне представляется, что в деле Алихана Султановича Маркуева еще рано ставить точку: оно должно быть тщательно расследовано, убийцы разоблачены и привлечены к ответственности. В этом я прошу Вашего содействия. Все обстоятельства этого дела не оставляют сомнений в том, что Алихан Маркуев был похищен и убит сотрудниками силовых структур. Более того, его убийство было использовано для того, чтобы отчитаться в очередной победе над вооруженным подпольем. Такое преступление, совершенное представителями государства, стоит в одном ряду с самыми опасными террористическими актами, потому что разрушает общество, подрывая веру в закон. Большая доля ответственности за то, что подобные убийства приобрели повседневный характер, ложится на высшее руководство страны. Уже в который раз первое лицо государства дает силовым структурам ясный сигнал, что о соблюдении закона можно не беспокоиться и следует отчитываться числом уничтоженных, не утруждая себя разъяснениями, как без суда и следствия можно правого отличить от виноватого. Нам надо отдавать себе отчет: пока правоохранительные органы не перестанут ежедневно пренебрегать законом, и пока население не перестанет видеть в них постоянный источник опасности, ни на Северном Кавказе, ни во всей России не наступит стабильность.

С уважением,
Председатель Комитета "Гражданское содействие", член Правления Общества "Мемориал", член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
Ганнушкина Светлана Алексеевна


Комментарии

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: