статья Так бойся же любви моей!

Владимир Темный, 11.03.2005
Памятник российско-грузинской дружбе. Фото с сайта www.napresne.info

Памятник российско-грузинской дружбе. Фото с сайта www.napresne.info

Грузинский парламент окончательно определился с российскими военными базами: после 2006 года чтобы и духу их в стране не было. А если двусторонние переговоры о выводе российских войск из Грузии в течение ближайших двух месяцев не приведут к соглашению, Тбилиси грозит объявить российские военные базы "вне закона" и принять жесткие меры, крайне затрудняющие их функционирование. Итак, вопрос обострился до крайности.

Теперь слово за Москвой. О том, каким будет это слово, дает представление документ, подготовленный в Генштабе ВС РФ и за подписью генерала армии Юрия Балуевского отправленный в качестве "информации к размышлению" в МИД и другие государственные органы, причастные к урегулированию конфликтной ситуации.

В генштабовском "информационном материале" перечисляются невзгоды, которые переживают сегодня две военные базы РФ в Грузии: отключение электроэнергии, пикетирование, задержание россиян грузинской полицией и контрразведкой, арест автомобилей, принадлежащих Группе российских войск в Закавказье, тотальный контроль за любыми движениями группировки, запрет на пользование полигоном, попытки завербовать военную телефонистку и заведующую архивом и пр. Особо показательны приказ грузинского коменданта Ахалкалаки, запрещающий военнослужащим 62-й военной базы появляться на улице с 23.00 до 5.00, и запрет на въезд в республику нового командующего ГРВЗ генерала Беспалова.

Вывод: "Отсутствие действенных мер со стороны Российской Федерации в ответ на действия грузинской стороны по притеснению отдельных военнослужащих и противодействию нормальному функционированию частей Вооруженных сил РФ наносит ущерб международному авторитету Российской Федерации", а потому Генштаб "полагает целесообразным принятие в возможно короткие сроки мер экономического давления в отношении к Грузии в целях защиты российских интересов в Закавказье".

Нет оснований ставить под сомнение факты, которые приводятся в генштабовской бумаге. Ну не любят грузины российские "дружеские штыки" (а в новейшей истории - саперные лопатки). В столь накаленной атмосфере возможны любые перегибы и эксцессы. Кстати, в этом же документе говорится о попытках грузинской Генпрокуратуры в каждом отдельном случае восстанавливать законность. Но в целом все так: достали соседей наши базы дальше некуда. И в интересах Генштаба прежде всего как можно быстрее вывести их из блокады – вернуть домой, сделать их полноценными воинскими частями с нормальной боевой подготовкой. То есть не повторить горького опыта начала 90-х годов, когда российские войска кубарем, с потерей оружия, имущества и, к сожалению, людей выкатывались с территорий обретающих суверенитет бывших советских республик.

Нежелание Грузии мириться с военным российским присутствием - факт, спорить с которым бесполезно. С ним надо просто жить и с его учетом строить отношения с новой Грузией. Без иллюзий насчет вековой привязанности грузин к "старшему брату" и сумеречных заявлений типа "у нас есть свои рычаги давления на Тбилиси" (автор - сенатор Михаил Маргелов).

О дружбе под давлением, как видим, грезит и российский Генштаб. Вот перекроем им газ, отключим электричество, перестанем пить их вино - вмиг поумнеют. То есть г-н Балуевский, которым, поверим, движет забота о своих подчиненных, уверен, что в условиях энергетической блокады и вообще жесткого давления на Грузию российские военные заживут там куда комфортнее, население их сразу полюбит, а руководство страны начнет с них просто-таки пыль сдувать .

Ну а если наоборот? Знает ли главный мозг российской армии, как тогда укреплять международный авторитет своего отечества? "Случайными" залетными ракетами, обстрелами грузинских погранзастав, показательным братанием с сепаратистами в Сухуми и Цхинвали? Чтобы уж окончательно пробудить у грузин сильное чувство к великому соседу.

И ведь все это уже было. И не когда-то там, а в самой новейшей истории. И не где-нибудь, а в той же Грузии (хотя и не в ней одной). И все это "укрепление авторитета" с помощью кулаков и надувания щек кончилось разрывом с Шеварднадзе, а потом и заменой его на более прозападных политиков.

Сегодня Тбилиси настаивает на выводе баз уже в 2006 году. Москва хотела бы присутствовать в Грузии как минимум до 2008 года. Тбилиси имеет виды на оружие и боевую технику группировки. Москва ни патрона не намерена оставлять грузинам. Тбилиси подумывает, а не взять ли земельный налог за аренду полигонов начиная с 1999 года. Москва, понятно, против. Эти и десятки других конкретных вопросов вполне обсуждаемы. Равно как и въезд на территорию Грузии российского командующего. Но когда одна из сторон начинает напяливать на себя мундир великодержавности, разговор не клеится. Вроде очевидная вещь. Но рекомендации Генштаба родились не на пустом месте - Балуевский просто повторяет зады путинской дипломатии, в которой высшим классом считаются апломб и запугивание.

Владимир Темный, 11.03.2005


новость Новости по теме