статья Разрыв контракта

Владимир Ермолин, 26.02.2010
Владимир Ермолин. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Владимир Ермолин. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

На днях начальник Генерального штаба публично заявил следующее: "Задача, которая ставилась, — построение профессиональной армии — решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии. Более того, призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем". Генерал по сути признался в провале государственной программы перехода к комплектованию армии и флота контрактниками.

Сделать это стоило бы еще в 2007 году, когда программа должна была успешно завершиться, но вместо этого бездарно провалилась. Ждали еще три года, подсчитывая убытки от прилива в ряды контрактников недобесившихся "дедов", люмпенов и прочих неудачников, кому на гражданке один путь – в тюрьму или наркологический диспансер. Нормальные специалисты тем временем встречным потоком покидали вооруженные силы. Препятствовать приходу первых и уходу вторых Минобороны особо не старалось. И сегодня начальник Генштаба буднично сообщает стране, что "задача решена не была". Хождение в контрактную армию закончилось - юные россияне, готовьте походные сидоры.

Между тем генерал, как всегда, недоговаривает. Потому что речь идет об увеличении не только объемов призыва, но и его сроков. И никак иначе. Потому что сроки сокращались именно в связке с ожидаемым ростом рядов контрактников: профессионалы-де вытеснят дилетантов, коими, как правило, и являются срочники. Что тысячу раз верно в отношении двенадцатимесячных военнослужащих. Не вытеснили. И в результате в армейском котле заварилась такая каша из непрофессионализма и раздолбайства, что дальше ее расхлебывать с блаженной улыбкой у генералов сил не хватило.

Сразу обрушить на общество новость про возврат к двум годам службы военачальники, конечно, позволить себе не могут. Поэтому заводят разговор о сержантах, которые якобы скоро начнут вливаться в ряды вооруженных сил, получив подготовку при военных вузах. Сержанты как спасители армии, привносящие в казарму все самое лучшее, что за века накоплено военной педагогикой, – это любимый конек многочисленных экспертов любого толка, от консерваторов до либералов. Но похоже, что и с сержантами может дело обернуться также как и в целом с контрактниками.

Напомню: в прошлом году Минобороны приостановило подготовку сержантов-контрактников в шести вузах. Причина – крайне низкий образовательный уровень. На вступительных экзаменах 60 процентов претендентов обнаружили полное незнание того, что такое дроби (арифметические) и как с ними обращаться. Предполагалось, что уже к 1 сентября сержантов начнут готовить в 48 военных вузах. Одна сегодня, как и в прошлые годы, эту категорию младших командиров в округах готовят своими силами в учебках, то есть на скорую руку. Понятно, что при такой селекции и подготовке солдаты получат не отцов-командиров, а отчимов.

Минобороны, естественно, желает заполучить грамотных и умных. Но тот, кто знает, что такое дроби и даже квадратные уравнения, видимо, идет учиться в другие вузы - во всяком случае, не на сержанта. Ожидаемый результат. Надо обладать особым честолюбием, чтобы два года учиться ради сержантских лычек, потом не вылезать сутками из казармы, получая за все про все меньше чем водитель троллейбуса, и перемогаться десять лет по углам в ожидании собственного жилья. Таковы щедроты, которое раскинуло перед молодыми россиянами государство. Между тем в большинстве цивилизованных армий сержанты - это элитная каста. Вырастить ее стоит больших денег, усилий и терпения. Мы же опять начинаем взбалтывать все то же варево.

И о расширении призыва генерал говорит без особой боязни вызвать в стране хотя бы легкую рябь недовольства. Ни социального напряжения, ни политического кризиса это откровение начальника Генерального штаба не породит. Более того, никто за провал государственной программы с военачальников и не подумает спросить. Хотя ущерб тут исчисляется сотнями миллиардов рублей.

Ну не получилось, с кем не бывает. Тем более что не очень-то и хотелось. Ни генералам, ни высшему руководству страны.

Владимир Ермолин, 26.02.2010