статья Венец - делу конец

Анна Карпюк, 25.01.2007
Рамзан Кадыров и Алу Алханов. Фото с сайта ''Комсомольской правды''

Рамзан Кадыров и Алу Алханов. Фото с сайта ''Комсомольской правды''

Рамзан Кадыров проверяет чеченские министерства и ведомства. Тем временем Алу Алханову уже предложили должность в МВД России. Как скоро Кадыров станет президентом Чечни и как это скажется на ситуации в республике? На вопрос отвечают эксперты Дмитрий Орешкин, Юлия Латынина, Эмиль Паин и Григорий Шведов.

Дмитрий Орешкин, политолог:

Я считаю вполне реальным досрочный уход Алханова и воцарение Рамзана Кадырова. Это было давно понятно: все ждали, когда ему исполнится 30 лет. Не вижу никаких причин, чтобы это не состоялось. Вся предыдущая политика строилась так, чтобы сконцентрировать на Кадырове все реальные рычаги власти. Вряд ли он будет ждать до 2008 года, тем более что потом ситуация может резко перемениться в связи с уходом президента Российской Федерации, поэтому он просто технически должен сделать заранее, чтобы иметь полную гарантию поддержки действующего президента Путина.

Что до того, насколько кадровые пертурбации изменят ситуацию в Чечне, то я считаю, что они повлияют мало, потому что фактически Кадыров и так очень жестко контролирует всю исполнительную власть, а все остальные власти имеют в Чечне чисто декоративное значение. Это тот случай, когда страна существует не за счет эффективной и грамотно организованной экономики, развития конкуренции и современных методов ведения хозяйства, а за счет эксплуатации дарового ресурса. В данном случае даровым ресурсом является федеральный центр, который выдает впрямую и втемную около миллиарда долларов в год на поддержку разных программ в Чеченской Республике.

Поскольку никто не заботится о том, чтобы улучшать управление, оптимизировать хозяйство и так далее, а только об использовании дарового миллиарда, то эффективное управление, свободный рынок и экономическая конкуренция просто не нужны. Тот, кто жестче, кто сильнее, кто сидит наверху, тот и оказывается самым нужным в данной ситуации человеком, потому что его задача – распределять. Не улучшать, не инвестировать, не привлекать, не мотивировать развитие экономики, а брать готовый ресурс, как-то его делить и поддерживать свое существование и существование территории. Таким образом и Белоруссия держится на энергодотациях России. Лукашенко не нуждается в рыночной экономике, он может жить за счет дележа дешевого источника. Ситуация в Чечне абсолютно аналогична, поэтому Кадыров, как и Лукашенко, может легко тасовать административную колоду, не переживая насчет эффективности. Если есть обильный дешевый ресурс, то для того чтобы разделить его, нужен просто жесткий контроль, жесткая власть, твердая рука. Кадыров с этим отлично справляется.

Если бы речь шла о развитии территории, о формировании рыночных структур и тому подобное, нужно было бы кого-то привлекать, договариваться с людьми, учитывать их интересы и проводить более гибкую политику. Но поскольку сейчас в Чечне этого нет и в ближайшее время не ожидается, то Кадыров может своей поварешкой перемешивать кадры так, как ему угодно. Единственное условие – поддержание хороших отношений с Москвой, а это ему удается. Также требуется жесткое противодействие возможным попыткам перехвата власти со стороны какого-то другого такого же человека. Но таких людей в Чечне нет, Кадыров их уже истребил, так что он может творить все что ему угодно без каких-либо сомнений, без реального протеста снизу при условии, что он пользуется поддержкой сверху, - а он ею пользуется. Поэтому он и спешит стать президентом, потому что мало ли, что может произойти в Москве.

Юлия Латынина, журналист:

Судя по всему, то, что Алханов уйдет с поста президента Чечни до 2008 года, очень даже реально. Сейчас одна из очередных критических ситуаций. Аналогичная ситуация была несколько месяцев назад, когда господин Алханов уже практически собрался уходить, но тогда его уговорили остаться. То, что сейчас происходит, это, судя по всему, не очередное дежурное заявление о том, что хорошо бы, чтобы Кадыров был президентом Чечни.

Не исключено, уже на днях мы услышим о перестановках в чеченской власти. Видимо, единственный человек, который сейчас решает, как скоро Кадыров станет президентом Чечни, – это Путин. Совершенно понятно, что это не Алу Алханов держится за президентское кресло, а его к этому креслу приковал Кремль. Создается ощущение, что господин Алханов готов оборвать этот наручник, или выломать ножку кресла, или, наоборот, оставить там свою руку и сбежать.

Кадырова и Алханова просто смешно сравнивать. Кадыров – хозяин Чечни, единственный реально действующий социальный институт Чеченской Республики, человек с чудовищной силой воли и энергией. Если кто-то хочет устроить в Чечне двоевластие, то понятно, что в противовес такому человеку нельзя назначать розового волнистого попугайчика.

Что до того, как все эти изменения могут сказаться на общей ситуации в Чеченской Республике, то тут сказать довольно трудно. По существу ничего не изменится, поскольку хозяином Чечни и сейчас является Кадыров. Но другой вопрос, как будет вести себя Кадыров на посту президента.

Те огромные успехи, которых добился Кадыров, были достигнуты в частности благодаря тому, что был Алханов, а следовательно, была необходимость доказывать чеченцам и Кремлю, кто главный. Опасность заключается в том, что Кадыров взорвется. До сих пор он, несмотря на всю яркость своего поведения, демонстрировал на самом деле удивительную рациональность. Каждый раз, когда он пробивал ситуацию и говорил что-то насчет беженцев, переименования Грозного или урона, нанесенного Чечне российскими войсками, а из Кремля следовал недоуменный вопрос, Кадыров мнгновенно этот вопрос снимал, то есть в той ситуации, когда он понимал, что ситуация не пробивается, он ее мгновенно и технично сворачивал.

При всей внешней броскости его поведение было рациональным на сто процентов. Но насколько долго это будет продолжаться при наличии почти стопроцентных побед Кадырова и при привычке чеченцев хотеть невозможного? Это довольно болезненный вопрос. Кадыров сейчас находится в ситуации, когда у него слишком легко может сорвать крышу.

Эмиль Паин, президент Центра этнополитических проблем:

Я не исключаю, что президент Алханов может покинуть свой пост раньше срока, а его место может занять Рамзан Кадыров (молодой человек давно рвется к власти), но вряд ли с этим будут связаны какие-то заметные перемены в ситуации, учитывая сугубо номинальную власть Алханова в Чечне. Я не вижу варианта радикальной смены политики.

При этом я не исключаю возможность того, что следующим президентом Чечни будет не Кадыров. Возможно, самостоятельность Рамзана Кадырова может не нравиться кому-то в Кремле, следовательно, кто-то может быть вовсе не заинтересован в том, чтобы он пришел к власти.

Из всего этого можно сделать вывод, что наиболее вероятное развитие событий - это то, что Алханов досидит до конца своего срока, как ему и положено. А всякого рода действия Кадырова по проверке правоохранительных органов – это типичное проявление активности с целью продемонстрировать, кто действительно в доме хозяин.

Григорий Шведов, главный редактор сайта "Кавказский узел":

Я не берусь делать прогноз насчет того, станет Кадыров президентом до 2008 года или нет, но вполне вероятно, что в Чечне в ближайшее время произойдут какие-то кадровые изменения.

Что касается существующих прогнозов насчет перехода президентской должности к министру социального развития и труда Магомеду Вахаеву, то я думаю, что, как ни странно, это могло бы усилить позиции Кадырова. Вахаев, в отличие от Алханова, представляет не силовое ведомство, а социальный блок и занимает сервильное положение по отношению к нынешней власти в Чечне. С другой стороны, в Москве, где принимаются эти решения, имеются группы, которые заинтересованы в прямой власти для Рамзана Кадырова. Я думаю, что это не приведет к большей стабильности внутри республики, я думаю, что сейчас там нужен не силовик, а человек, который стал бы заниматься социальными вопросами.

Конечно, нельзя отказывать Кадырову в том, что при нем в республике произошло много перемен, в том числе и к лучшему. Да, мы видим новые дома, магазины и отремонтированные улицы в Грозном и Гудермесе. Но не стоит забывать, что многое делается ради имиджа. И надо учитывать, какие средства были в это вложены.

Не думаю, что в случае назначения Кадырова жизнь людей в Чечне резко улучшится. Но в любом случае это назначение рассматривать не в связи с ситуацией внутри Чечни, а в связи с предстоящими президентскими выборами в России и попыткой достичь большей стабильности и управляемости в регионе. В ситуации, когда происходят вооруженные столкновения между сторонниками президента и сторонниками премьера, ситуация никак не может считаться стабильной, не говоря уже том, что стабильности в Чечне нет и благодаря тому, что многие ее жители находятся в состоянии вооруженного сопротивления властям республики.

Анна Карпюк, 25.01.2007


новость Новости по теме