статья Народные помыслы

Лев Рубинштейн, 06.02.2012
Лев Рубинштейн. Фото Грани.Ру

Лев Рубинштейн. Фото Грани.Ру

До поры до времени нерусское слово "фольклор" означало "устное народное творчество". С некоторых пор это творчество, сохраняя свою "народность", перестало быть исключительно устным. В наши дни городской фольклор переселился в социальные сети, а модель "из уст в уста" преобразовалась в модель "из монитора в монитор".

Известно, что наивысший пик фольклорной активности и креативности приходится на времена исторических сломов. Я помню, какой взрыв жанра анекдота пришелся, например, на послесталинскую эпоху, когда практически каждая встреча одного человека с другим начиналась со слов "у армянского радио спрашивают..."

Теперь, когда мы переживаем подъем протестной общественной активности, главными фольклорными жанрами стали митинговый лозунг, фотомонтаж (называемый в Интернете "жабой"), видеоролик. Протестное движение последних месяцев высвободило и мобилизовало мощную и необычайно изобретательную энергию. А это потому, что фольклорное остроумие и изобретательность вдруг обрели ясную цель, отзывчивого адресата и все то, что когда-то называлось "социальным заказом".

По просьбе редакции я на свой собственный вкус выбрал несколько образцов народного творчества с московского шествия 4 февраля. Комментировать каждый из этих маленьких шедевров я, пожалуй, не стану. Каждый из них говорит сам за себя. Так что без комментариев. Просто - "лайк" (cм. фото).

И пара лозунгов моего собственного сочинения:

"Первые лица страны – это наши лица"
"Мы достойны"
"Ходьба побеждает холод" (Лао-цзы)
"Ты, дядюшка, вор и самозванец" (А.П. «Капитанская дочка»)

Лев Рубинштейн, 06.02.2012