статья Следы неведомого двуногого водоплавающего динозавра

Максим Борисов, 18.10.2005
Плавающий динозавр, оставляющий первоначально глубокие, а в конце еле заметные следы, по мере того, как он заходит в воду и постепенно теряет контакт с морским дном. Иллюстрация: Debra Mickelson (с сайта www.colorado.edu/news/)

Американским исследователям, проводившим изыскания на севере штата Вайоминг, удалось обнаружить следы неизвестного типа двуногого плавающего динозавра, который, как они полагают, во многом должен был походить на современных водоплавающих птиц. Теперь ученые надеются отыскать кости этого ящера или другие останки для того, чтобы произвести полноценную идентификацию и присвоить находке какое-нибудь имя.

"Он был размером со страуса, причем это был хищник, - говорит геолог Дебра Микелсон (Debra Mickelson) из Колорадского университета в Боулдере (University of Colorado at Boulder - CU-Boulder). - Следы показывают, что это существо пробиралось по береговой линии, а затем отплыло от берега, возможно, для того, чтобы питаться рыбой или падалью... Плавающий динозавр имел четыре конечности, при этом передвигался он на нижних, каждая из которых имела по три пальца. Следы показывают, как повышалась его плавучесть по мере того, как он пробирался на глубину - полные отпечатки постепенно становятся отпечатанными лишь наполовину, ну а в самом конце его пути грунта касаются одни лишь когти... Данный динозавр подобен целозавру [Coelosaurus, "пустой ящер", назван так из-за характерной структуры костей нижних конечностей]. Это динозавр с характеристиками, подобными птичьим, его даже считают одним из гипотетических предков птиц. Он жил в очень ранний период и заметно отличался от крупнейших динозавров, подобных тираннозаврам или аллозаврам (Allosaurus)".

Следы неопознанного динозавра найдены в скальных слоях формирования Middle Jurassic Bajocian Gypsum Spring (Средний юрский байосский (это по названию города Байё (Bayeux) во Франции (Нормандия) - второй снизу ярус среднего отдела юрской системы) гипсовый ярус,165-167 миллионов лет) в числе других следов самых разных размеров, оставленных многими животными, включая древних крокодилов и морских червей.

Если судить по размерам и расстоянию между отпечатками, то новонайденный динозавр должен был иметь высоту около 6 футов (2 метра). Он обитал на берегу древнего внутреннего моря, которое 157-165 миллионов лет назад (в юрский период) плескалось на территории нынешних штатов Вайоминг, Колорадо и большей части других западных штатов. Это море скорее всего было очень теплым и относительно мелким, подобным нынешнему Мексиканскому заливу.

Микелсон теперь представляет свои результаты на ежегодной встрече Американского геологического общества (Geological Society of America), проходящей на этой неделе в городе Солт-Лейк-Сити. Данное открытие (если оно, конечно, будет подтверждено) могло бы иметь существенные последствия для развития палеонтологической науки, поскольку пока еще никто не смог доказать, что подобные водные динозавры действительно существовали (хотя отдельные свидетельства и имеются). Пока доказано лишь, что в морях и водоемах в те времена плавали вымершие ныне рептилии и древние рыбы. Заметим, что "рыбоящеров" - ихтиозавров, живших в мезозойскую эру, - зачастую причисляют к динозаврам, но с точки зрения биологической классификации это, в общем, неверно, да и известные многим плезиозавры динозаврами тоже не были... И вот Дебра Микелсон теперь уверена, что некоторые "настоящие" динозавры сознательно плавали по морю, возможно, в поисках добычи.

Впрочем, кое-кто из палеонтологов отказывает находке Микелсон в какой-либо уникальности и говорит о том, что и раньше множество раз наблюдались следы динозавров, уходящих в воду, просто им не придавали особого значения.

На иллюстрации вверху:

CU-Boulder Researcher Identifies Tracks Of Swimming Dinosaur In Wyoming - News Center - University of Colorado at Boulder
CU researchers find evidence of swimming dinosaur in Wyoming - 9news.com (Associated Press)

Максим Борисов, 18.10.2005