статья Кометы могут дурачить охотников за экзопланетами

Максим Борисов, 08.06.2005

Комета Хейла-Боппа. Фото с сайта www.astronet.ru

Будущие космические миссии, посвященные поискам других землеподобных планет, могут провалиться, обнаруживая планеты там, где их никогда не было. При наблюдениях, проводимых с больших расстояний, экзопланеты могут оказаться неотличимы от комет, обращающихся по вытянутым орбитам вокруг той же самой звезды, даже при том, что размеры этих комет не идут ни в какое сравнение с настоящими планетами.

Кометы представляют собой "грязные снежки", слепленные из камней и льда, их типичные размеры - от 1 до 20 километров в поперечнике. Большинство астрономов склонно считать, что небольшие размеры комет автоматически лишают нас возможности обнаружить их присутствие вблизи других звезд (по крайней мере, визуальным образом). С этим мнением решительно не согласен Майк Джура (Mike Jura) из Калифорнийского университета (University of California) в Лос-Анджелесе.

Когда комета приближается к центральному светилу, ее хвост, состоящий из газа и пыли, может протянуться на расстояние до 50 миллионов километров, отражая солнечный свет и появляясь в виде призрачной веерообразной светящейся "метлы" в вечернем или ночном небе. Несмотря на огромные расстояния, которые отделяют земных наблюдателей от других звезд, эти остатки экстрасолнечных комет все же могут быть замечены, хотя будут видны не в виде каких-либо полос, а в виде точечных объектов. Вычисления показывают, что крупная комета вроде кометы Хейла-Боппа, которая была хорошо видна с Земли в 1997 году, будет казаться издали вдвое более яркой, чем планета размером с Землю, облетающая по орбите ту же самую звезду. И так как никто не знает, насколько размер комет нашей Солнечной системы типичен, может так статься, что инозвездные кометы покажутся еще более яркими, чем наши. Пылевые хвосты, распускаемые нашими кометами, содержат более крупные зерна пыли, чем межзвездная пыль. Если кометы чужих звезд испускают зерна пыли того же самого размера, что и пыль из межзвездного пространства, то их остатки будут рассеивать больше света и будут казаться в сотню раз более яркими, чем планеты земного размера, заставляя нас считать, что мы имеем дело с планетами-гигантами.

Впрочем, спектральный анализ света, отраженного от вероятной планеты в различных длинах волн, может отчасти решить этот вопрос, поскольку атмосферы планет поглощают те лучи, что беспрепятственно отражаются от пылевых кометных частиц. К тому же будущим исследователям псевдопланет могут показаться подозрительными их небольшие массы (в том случае, если можно будет ожидать различимого гравитационного воздействия планеты на звезду).

Но уже теперь специалисты, занятые подготовкой будущих проектов, посвященных поискам экзопланет из космоса (например, поиск планет земного типа Terrestrial Planet Finder (NASA) или миссия "Дарвин" (Darwin) Европейского космического агентства (ESA)), соглашаются с тем, что такую новую неблагоприятную возможность тоже нужно будет учитывать - по крайней мере в том случае, когда потребуется идентифицировать планеты, лишенные атмосферы. "Мы планируем изучение каждой системы по три раза в течение пятилетнего полета "Дарвина", - говорит Малком Фрайдланд (Malcolm Fridlund) из ESA. - За это время кометы, двигаясь по очень вытянутым эллиптическим орбитам, наверняка изменят свою яркость, чего, естественно, не следует ждать от планет. Так что я не думаю, что будущие исследователи окажутся в большом замешательстве".

Кометы размером с комету Хейла-Боппа посещают центральную часть нашей Солнечной системы в среднем раз в столетие. Поэтому ожидается, что "Дарвин" может увидеть одну или две кометы за все то время, пока он "прочесывает" свои несколько сотен звезд.

Comets may confuse the planet-hunters - New Scientist