статья Летающий мозг над Венерой

Максим Борисов, 10.05.2005

Иллюстрация с сайта New Scientist. Под картинкой находится ссылка на схематическое изображение будущего эксперимента с www.newscientist.com Сокрушительное атмосферное давление, жестокие ветры, ужасающие температуры и кислотные облака способны быстро разрушить любой зонд или спускаемый аппарат, посылаемый на Венеру, так что повторить на этой планете захватывающий успех длительных путешествий марсианских вездеходов NASA Spirit и Opportunity удастся еще не скоро. Но надежда все-таки есть. Планетологи из США считают, что самолет, работающий на солнечной энергии, мог бы исследовать атмосферу этой второй от Солнца планеты земной группы и при этом еще нести на себе летающий "мозг", предназначенный для того, чтобы управлять сверхзащищенным вездеходом, "копошащимся" на негостеприимной поверхности.

Группа ученых во главе с Джеффри Ландисом (Geoffrey Landis, тем самым, что предлагал посылать в дальние космические путешествия одних женщин, заменив мужчин запасом спермы) из Научно-исследовательского центра имени Джона Гленна (Glenn Research Center) NASA в Кливленде (штат Огайо) опубликовала в последнем выпуске журнала Acta Astronautica (vol.56, p.750) информацию о проекте автономного самолета, способного курсировать на различных высотах в бешенной атмосфере Венеры, делая различные замеры ее параметров и получая с помощью радара изображение поверхности с разрешением, на порядок превосходящим то, что можно получить с помощью орбитальных аппаратов. Они считают, что таким способом можно было бы обеспечить постоянный приток научных данных, по своей ценности значительно превосходящих те, что были доставлены советскими и американскими зондами в 1970-х и 1980-х гг. Ведь аппараты того времени были способны делать атмосферные замеры лишь в течение очень короткого времени, пока спускались к поверхности Венеры навстречу своей гибели среди мощных ветров этой планеты.

Специалисты NASA особенно заинтересованы в изучении быстродвижущейся облачной зоны, которая располагается на высотах от 50 до 75 километров. Эта зона - настоящая загадка. Удивительно то, что она крутится в 60 раз быстрее, чем сама Венера, тратя на облет планеты всего лишь четыре земных дня.

Плотная атмосфера Венеры почти идеальна для летающего крылатого аппарата. Ведь подъемная сила крыла непосредственным образом зависит от плотности атмосферы, а атмосферное давление на Венере приблизительно в 90 раз превышает земное. "Венеролет", доставленный и выпущенный орбитальным аппаратом, будет снабжен "оригамиподобными" крыльями, которые в нужный момент выдвинутся из "аэрооболочки" и развернутся во всю ширь (см. схему). Солнечные батареи, расположенные на поверхности аппарата, смогут поглощать большое количество интенсивной солнечной радиации, снабжая энергией двигатели, что позволит аппарату бесперебойно двигаться. Медленное вращение планеты (как день, так и ночь на Венере длятся по 117 земных дней) означает, что солнечный "флаер" (solar flyer) мог бы оставаться на освещенной солнцем стороне планеты неопределенно долгое время, а сравнительно "умеренная" температура в 100 градусов Цельсия позволит не опасаться, что он быстро расплавится, как наземный модуль (температуры на дневной стороне планеты достигают приблизительно 450°C).

Вездеход (или вездеходы - "венероходы") внизу, предназначенный для геологических исследований, конечно, такой длительной работы не выдержит. "Мы считаем, что сможем все-таки заставить работать в условиях столь высоких температур электрические схемы, двигатели и транзисторы, однако никак не микроэлектронику для компьютеров", - говорит Ландис, который входит также в состав научной группы, управляющей миссией Spirit и Opportunity.

Идея состоит в том, что на поверхность будет отправлен лишь относительно "тупой" теплостойкий, кислотостойкий аппарат, выдерживающий также чудовищное давление. А микрокристаллы, которые управляют движением вездехода, межпланетной связью и обработкой изображений, будут размещены на "флаере" пятьюдесятью километрами выше. Посредством радиосвязи "летун" будет управлять своим "тупым" собратом и обрабатывать получаемую им информацию, передавая ее дальше на Землю (непосредственно с Земли управлять каждым шагом наземного "геолога" не получится - ввиду временной задержки сигналов - проблема та же, что и с марсианскими "роверами"). "Без уязвимого бортового компьютера, мы можем оказаться способными повторить миссии Spirit и Opportunity и на Венере", - уверен Ландис.

To conquer Venus, try a plane with a brain - New Scientist