статья Найдена самая древняя звезда

Максим Борисов, 19.04.2005
Звезда HE 1327-2326. Фото STScI с сайта www.anu.edu.au

Международной группе исследователей удалось обнаружить старейшую из всех известных звезд, одну из тех самых "ранних пташек", что появились в юной Вселенной, когда ей еще не исполнилось одного миллиарда лет (между 14 и 13 млрд лет назад). Новая звезда пока не получила собственного имени, а обозначается безликим номером HE 1327-2326. Она находится приблизительно в 5 тысячах световых лет от Земли (в нашей Галактике), в созвездии Гидры. Невооруженным глазом ее наблюдать нельзя. Это открытие позволит больше узнать о тех временах, когда после Большого взрыва формировались самые первые звезды.

"Наш рекордсмен обладает самым низким уровнем содержания железа из всех изученных в настоящее время звезд. Это обстоятельство имеет определяющее значение, поскольку указывает на то, что HE 1327-2326 сформирована в условиях очень ранней Вселенной", - пояснила Анна Фребель (Anna Frebel) из Австралийского национального университета (Australian National University - ANU) в Канберре, руководившая данными исследованиями.

За звездами с низким (по сравнению с нашим Солнцем) содержанием железа и других тяжелых элементов среди астрономов идет настоящая охота. Ведь отсутствие (или хотя бы явная недостача) в спектрах элементов тяжелее, чем водород и гелий, позволяет отнести их к самым ранним генерациям звезд, возникшим тогда, когда во Вселенной еще отсутствовали более тяжелые элементы, синтезированные в ходе взрывов первых сверхновых. По современным представлениям в результате Большого взрыва, который положил начало нашей Вселенной, появились только легкие элементы - водород и гелий, из которых и начали формироваться звезды. Все остальное астрономы условно называют "металлами" и, соответственно, лишенные более тяжелых элементов звезды считаются "бедными металлами". Лишь позже в ядерных "печах" звезд родились углерод и кислород. Настоящие же металлы появлялись только в экстремальных условиях - в результате взрывов гигантских звезд. Такие звезды превращаются в сверхновые, а уж из их обломков формируются новые поколения звезд, которые содержат в своем составе новые примеси. Существование звезд первых поколений, отличительной особенностью которых как раз и является отсутствие металлов в звездном веществе, было предсказано около 30 лет назад.

Стрелка указывает на звезду HE 0107-5240. Фото с сайта www.space.com Содержание металлов в HE 1327-2326 оказалось вдвое меньшим, чем у предыдущего рекордсмена такого рода, HE 0107-5240, обнаруженного австралийскими астрономами из ANU и немецкими учеными в 2001 году в ходе того же самого обзора. А HE 0107-5240 в свою очередь содержит в 20 раз меньшую концентрацию железа, чем звезда, найденная в 1977 году и считавшаяся рекордсменом до 2001 года. Однако два последних рекордсмена при всем при этом содержат аномально большие количества сравнительно легких элементов вроде углерода, азота и кислорода. Это говорит о том, что их можно рассматривать как особый новый класс звезд.

Первоначально HE 1327-2326 наблюдали с помощью 3,6-метрового телескопа Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory - ESO) в Чили (Hamburg/ESO Objective Prism survey). А позже были получены спектры высокого разрешения с 8-метрового японского телескопа "Субару" (Subaru), установленного на Гавайях (вершина Мауна-Кеа). Звезда была обнаружена в выборке из приблизительно 1800 звезд, "бедных металлами".

Для объяснения необычных свойств HE 1327-2326 рассматриваются сразу несколько сценариев. Первым возможным объяснением может служить взрыв одной из первых звезд во Вселенной, который привел к "загрязнению" окружающего газового облака элементами, более тяжелыми, чем водород, гелий и литий. В таком облаке, возможно, и сформировались звезды, подобные HE 1327-2326. Однако не исключено, что HE 1327-2326 сформировалась непосредственно после Большого взрыва и лишь затем была немного "загрязнена" железом. В таком случае мы имеем дело фактически с одной из первородных звезд нашей Вселенной, то есть объектами, которые до сих пор еще ни разу не обнаруживались.

"Мы не можем узнать фактический возраст звезды, потому что для этого нужно получить ее радиоактивные элементы. Однако мы имеем дело со столь "примитивным" составом, что можно смело утверждать, что HE 1327-2326 - один из самых старых объектов во Вселенной", - говорит Анна Фребель.

A star is born - and it may be the first - ANU media release