новость В Китае найден спящий динозавр

14.10.2004

Изображение с сайта news.nationalgeographic.com Спустя всего лишь неделю после того, как была обнародована информация об обнаружении небывалого "пернатого" предка тираннозавров, китайские и американские ученые из все той же экспедиции, работающей в северо-восточной китайской провинции Ляонин (знаменитая формация Yixian), объявили об очередном громком открытии, связанном с динозаврами: они раскопали древнего ящера, свернувшегося наподобие спящего молодого лебедя.

Новая окаменелость уже получила наименование Мэй Лун, что по-китайски значит "крепко спящий дракон". Мэй Лун скорее всего погиб прямо во сне около 130 миллионов лет назад (это возраст речных осадочных пород, в которых его нашли). Вероятно, динозавр во время сна подвергся действию вулканических газов, а идущие следом потоки грязи и пепел похоронили его. Другая версия состоит в том, что динозавр спал в пещере и был накрыт мощным выбросом вулканического пепла.

Знаменательно, что этот юный троодонтид (Troodontidae) длиной 53 см спал подобно птице - его голова так и осталась упрятанной между предплечьем и корпусом, а хвост, обернутый вокруг всего тела, возможно, помогал "дракону" сохранить высокую температуру. Таким образом, это новое открытие также свидетельствует в пользу теории, согласно которой динозавры (хотя бы некоторые из них), подобно птицам, были теплокровными существами. Троодонтиды были нелетающими хищными динозаврами, их относят к тероподам (многие ученые считают мелких тероподов предками первых птиц), тело Мэй Луна при жизни скорее всего защищал от холода пуховидный покров, он имел короткие передние и мощные задние конечности, острые зубы и стереоскопическое зрение. Масса мозга троодонтидов по отношению к массе их тела была такова, что, возможно, этих динозавров можно считать самыми умными среди всех доисторических ящеров (впрочем, Мэй Лун имеет относительно маленький череп). Примечательно, что останки троодонтидов находят довольно редко.

"Мы сильно взбудоражены открытием того, что поведение птицеподобного динозавра в момент сна или отдыха оказалось очень похожим на поведение современных птиц", - заявил китайский палеонтолог Сюй Син из пекинского Института палеонтологии позвоночных животных и палеоантропологии китайской Академии наук, который вместе с Марком Нореллом (Mark Norell) из Американского музея естествознания (American Museum of Natural History, Нью-Йорк) проводил эти исследования.

"Нужно, однако, иметь в виду, что этот динозавр мог принимать подобную позу и в момент смертельной опасности", - возражает Ханс-Дитер Суес (Hans-Dieter Sues) из Национального музея естествознания в Вашингтоне. К тому же, добавляет он, "большинство наземных позвоночных животных также принимает то положение тела, что позволяет минимизировать потерю тепла независимо от основы их физиологии". А Филип Керри (Philip Currie), хранитель коллекции динозавров из канадского Королевского музея Тирелл (Royal Tyrell Museum) в Альберте, указывает, что неполный скелет троодонтида в сходной позе был обнаружен еще в 1994 году в Монголии.

"Sleeping Dragon" Fossil May Link Dinosaurs, Birds - National Geographic News