статья Предки тираннозавров были пушистыми монстрами

Максим Борисов, 08.10.2004

Изображение нового динозавра с сайта news.nationalgeographic.com

Предки знаменитых тираннозавров (Tyrannosaurus Rex), что одним своим видом внушали страх всем живым существам, имели трогательные нежные перышки. Тот, кто смотрел фильмы Спилберга или видел изображения чешуйчатого монстра, может быть изрядно удивлен, однако подобные гипотезы уже давно бытовали в среде палеонтологов - с того самого момента, как появились первые свидетельства существования динозавров с перьями при раскопках в Ляонине (Китай) в 1995 году. А вот теперь они нашли свое прямое подтверждение в виде новых окаменелостей, обнаруженных в том же районе Китая.

Китайский палеонтолог Сюй Син и его коллеги из пекинского Института палеонтологии позвоночных животных и палеоантропологии нашли частично сохранившийся скелет с почти полностью сохранившимся черепом плюс еще два других черепа и несколько костей. 130-миллионолетние окаменелости - это самые древние останки существа из семейства тираннозавроидов, попавшие в руки ученых и имеющие покров типа перьев. О находке "оперенного" черепа и других фрагментов древнего ящера сообщает Nature.

Нового динозавра уже окрестили Dilong paradoxus. "Dilong" означает по-китайски "императорский дракон". "Мы добавили слово "paradoxus" к его имени, потому что думать о перьях применительно к тираннозаврам кажется чем-то, противоречащим всякой человеческой интуиции", - поясняет Марк Норелл (Mark Norell) из Американского музея естествознания (American Museum of Natural History) в Нью-Йорке, принимавший участие в исследованиях.

Dilong жил 128-139 миллионов лет назад, был размером с шакала (по другим источникам - приблизительно 1,5 метра длиной) и имел вполне "изящное" строение тела (оно отчасти напоминает самых примитивных из известных крылатых динозавров Sinosauropteryx, живших 120-150 миллионов лет назад). Это, конечно, намного меньше, чем в случае 12-метрового гиганта Tyrannosaurus Rex, который бродил по Земле приблизительно на 60-70 миллионов лет позже, но, тем не менее, между Dilong и собственно тираннозаврами можно найти очень много общего. Dilong по всей видимости тоже относится к плотоядным динозаврам, он имел широкий квадратный череп и мощные челюсти. Но в то время как Dilong был способен переносить пищу в своих передних конечностях и подносить ее к своей пасти, "руки" у его "кузена" T.rex уже настолько уменьшились, что стали едва ли не бесполезны.

Наличие так называемых протоперьев обычно трудно доказать, поскольку под действием атмосферного кислорода они со временем распадаются. Но в Ляонине палеонтологам необычайно повезло: уникальные экземпляры скорее всего были очень быстро засыпаны мелкозернистым вулканическим пеплом, что позволило мягким перистым очертаниям прекрасно сохраниться в камне.

Скорее всего, новые исследования убедят наконец научное сообщество в том, что перья на динозаврах развились еще перед появлением птиц (как тут не вспомнить увлеченного профессора из "Парка юрского периода" и его "экстравагантную" теорию), а сами динозавры были теплокровными животными. До сих пор некоторые палеонтологи сомневались в том, что искомые тираннозавроиды (tyrannosauroids) вообще существовали. Нужно отметить, что "протоперья" - это совсем не то, что мы воображаем, говоря о перьях современных птиц, это всего лишь их эволюционные предшественники. Так, "протоперья" еще не имели центрального "ствола" с зубцами, а только отдельные гибкие нити, которые покрывали тело динозавра подобно волосам. Использовались "перотоперья" скорее всего для утепления тела, а не для полетов. Тираннозавр в результате эволюционного развития утратил "перьеподобные" особенности своих предшественников (об этом говорят единственные сохранившиеся отпечатки его кожи), потому что с его потрясающими размерами уже не требовалось столь бережно хранить тепло. Однако "цыплята" тираннозавра, возможно, еще имели характерный пушок.

Feathered ancestor of T. rex unearthed - Nature News