Также: Наука, Общество | Персоны: Алексей Левин

статья Вселенная может оказаться старше

Алексей Левин, 21.05.2004

Фото с сайта BBC Вселенная может оказаться примерно на миллиард лет старше своего официального возраста. К такому выводу пришли физики из Италии и ФРГ, чья статья будет опубликована в журнале Physical Review Letters.

По современным представлениям Вселенная, в которой мы обитаем, возникла из начального сингулярного состояния с бесконечно высокой температурой и плотностью энергии (впрочем, понятие начальной сингулярности уже подвергается критике, например, в теории суперструн). Этот процесс получил название Большого взрыва. Точное определение возраста мироздания издавна было одной из основных проблем космологии. В настоящее время принято считать, что нашу эпоху от Большого взрыва отделяют 13 миллиардов 700 миллионов лет.

Теперь эту цифру поставили под сомнение исследователи из Итальянского института ядерной физики и Бохумского университета. Их выводы основаны на измерении скорости цепочки термоядерных реакций, которые обеспечивают светимость горячих и ярких звезд, масса которых как минимум в два-три раза превышает массу нашего Солнца. В ходе этих реакций четыре ядра водорода превращаются в ядро гелия-4, два позитрона и два нейтрино, а на промежуточных стадиях возникают и исчезают ядра азота и кислорода. Они также требуют присутствия углерода, который действует в качестве катализатора. По этой причине такой процесс термоядерных превращений получил название углеродно-азотно-кислородного цикла - CNO-цикла. В недрах Солнца такие реакции практически не идут, там для них просто слишком холодно. Однако для более массивных звезд, где температура центральных областей превышает 16 миллионов градусов, они оказываются основным источников энергии.

Фото с сайта BBC Очевидно, что время жизни массивных звезд непосредственно зависит от скорости реакций CNO-цикла - чем она больше, тем быстрее выгорают запасы водорода. Теперь итальянские и немецкие ученые заново измерили эту скорость. Эти эксперименты проводились в подземной лаборатории, спрятанной в глубине скального массива под апеннинским пиком Гран Сассо. Исследователи пришли к выводу, что средняя скорость CNO-цикла вдвое меньше той величины, которая фигурирует в учебниках по астрофизике. Выходит, что массивные звезды живут дольше, чем считалось до сих пор, а это, по мнению исследователей, поднимает и возраст всей Вселенной. Расчеты показывают, что он составляет 14 миллиардов 700 миллионов лет - на 7 процентов больше прежней оценки.

BBC