статья Изучены механизмы памяти, ограничивающие возможности человеческого интеллекта

Алексей Левин, 20.04.2004

Память в компактной упаковке

Иллюстрация возможностей функциональной ЯМР-томографии
мозга с сайта www.fmrib.ox.ac.uk Американские нейрофизиологи сделали важное открытие, которое представляет в новом и весьма неожиданном свете природу человеческой памяти. Эти результаты представлены в двух статьях, которые 15 апреля опубликовал журнал Nature.

Речь идет о той форме хранения информации, которую специалисты называют кратковременной рабочей памятью. Многочисленные психологические тесты давно показали, что обладатели нормального интеллекта как правило способны в течение короткого времени сохранять достаточно точные воспоминания о трех-четырех образах, поставляемых органами чувств - зрением, слухом, осязанием и обонянием. У некоторых людей вместимость кратковременной памяти снижена вдвое и даже втрое по сравнению с этим уровнем, у других она несколько расширена, но средний показатель именно таков. Ученых давно интересовало, в каких именно отделах мозга хранятся такие воспоминания. Точных данных на этот счет не было, однако большинство специалистов полагало, что подобная информация рассредоточена сразу по нескольким мозговым центрам, участвующим в хранении и переработке сенсорных сведений.

Исследователи из Орегонского университета и Университета имени Вандербильта в штате Теннесси проверили эту гипотезу в специально поставленных экспериментах. Для определенности они ограничились только изучением рабочей памяти, ориентированной на зрительную информацию. И по идее, и по осуществлению эти опыты были предельно просты, однако они позволили получить весьма нетривиальные результаты. Участники-добровольцы орегонского эксперимента сидели перед компьютерными мониторами и наблюдали за разноцветными кружками, вспыхивающими перед их глазами. Сначала им показывали только пары кружков, а затем - четверки. После первого появления изображение на экране исчезало и ровно через секунду появлялось вновь - иногда то же самое, а иногда и измененное. В каждом случае испытуемый должен был решить, совпадали ли эти картинки или же чем-то отличались. Ученые из Нашвилла проводили свои опыты аналогичным образом.

3D-модель с сайта www.fmrib.ox.ac.uk Для того чтобы эти эксперименты позволили выявить участки мозга, задействованные в ходе тестирования, ученые должны были вести непрерывный мониторинг его работы. Исследователи из Орегона накладывали на кожу черепа испытуемых электроды и таким образом измеряли электрическую активность нейронов - этой техникой нейрологи и психиатры пользуются уже несколько десятилетий. Их коллеги из Университета Вандербильта применили функциональную магниторезонансную томографию, которая дает возможность непосредственно наблюдать возбужденные зоны мозга во всем его объеме. Оба метода дали один и тот же результат: в процессе тестирования у испытуемых активно работал лишь один участок коры головного мозга, расположенный в ее заднетеменной области.

Больше всего исследователей поразила малость этого участка, который оказался не больше однокопеечной монеты. Авторы работ в журнале Nature не исключают, что столь незначительные размеры этой зоны могут вполне реально ограничивать возможности каких-то аспектов человеческого интеллекта. А уж насколько это предположение отвечает действительности, покажут будущие исследования.

Edward K. Vogel and Maro G. Machizawa