статья Новое открытие позволит создать лекарства, улучшающие память и интеллектуальные способности

Алексей Левин, 08.04.2004

Сотрудники Юго-Западного университета в Техасе уверены, что им удалось выявить белок, играющий ключевую роль в процессах обучения и запоминания. Полученные с помощью методов генной инженерии мыши, нервная система которых не способна вырабатывать этот протеин, глупы до идиотизма (разумеется, по мышиным меркам).

Как хорошо известно из нейрофизиологии, основными структурными единицами мозга и нервной системы служат специализированные клетки - нейроны. Они образуют сложнейшие динамические сети, через которые постоянно идут потоки сигналов. Контакты между нейронами осуществляются посредством особых межклеточных мостиков, которые называются синапсами.

Синапсы имеют исключительно важное значение для работы нервной системы. Дело в том, что внутри нейронов информация распространяется посредством электрических импульсов. Однако такие импульсы чаще всего не могут преодолеть расстояние между соседними клетками. Чтобы обеспечить межнейронный обмен информацией, природе потребовалось сконструировать специальные устройства, способные сначала преобразовать электрические сигналы в химические, а затем снова придать им первозданный вид. Вот эту-то работу и выполняют синапсы.

Нервные клетки снабжены специализированными отростками, которые служат для передачи и приема информации - первые называют аксонами, а вторые дендритами. Грубо говоря, каждый синапс образован концевыми участками аксона и дендрита, разделенными узкой щелью. Аксонная часть синапса, ограниченная пресинаптической мембраной, содержит везикулы, крошечные пузырьки, заполненные сигнальными веществами - нейротрансмиттерами. Если через аксонное окончание проходит электрический импульс, пузырьки открываются, нейротрансмиттеры просачиваются в синаптическую щель и попадают на молекулы-рецепторы, расположенные на кончике прилегающего дендрита. При этом возникает очередной электрический сигнал, который через дендрит поступает сначала в тело соседнего нейрона, а затем и в очередной синапс. Количество синапсов, которыми может обладать единственная клетка головного мозга, исчисляется сотнями и даже тысячами.

Память. Изображение с сайта www.theillustrators.net/kern/ И пресинаптическая мембрана, и стенки везикул содержат особые белки, которые также называются пресинаптическими. Функции этих протеинов досконально еще не выяснены, однако не приходится сомневаться, что они принимают непосредственное участие в высвобождении нейротрансмиттеров. Техасские ученые использовали в своих опытах три группы мышей, каждая из которых не могла вырабатывать лишь один из всего семейства пресинаптических белков. Две из них практически не отличались по поведению от обыкновенных животных. А вот мыши, лишенные пресинаптического белка RIM 1 alpha, оказались безнадежными тупицами.

Глава исследовательской группы Эрик Нестлер полагает, что мозг в состоянии компенсировать дефицит большинства пресинаптических белков, но совершенно не может обойтись без протеина RIM 1 alpha. Поэтому дальнейшее изучение функций этого белка должно предоставить ценнейшую информацию о молекулярных механизмах, обеспечивающих все виды памяти. Конечно, пока эта работа представляет лишь чисто научный интерес, но не исключено, что со временем с ее помощью могут быть созданы лекарства, улучшающие и память, и интеллектуальные способности. Профессор Нестлер и его коллеги полагают также, что их эксперименты позволят лучше понять природу шизофрении и других заболеваний психической сферы. 8 апреля эта статья появилась на страницах журнала Neuron.

Craig M. Powell, Susanne Schoch, Lisa Monteggia, Michel Barrot, Maria F. Matos, Nicole Feldmann, Thomas C. Südhof , and Eric J. Nestler