статья В атмосфере Марса нашли признаки жизни

Максим Борисов, 29.03.2004
Марсианский каньон. Фото ESA с сайта BBC News

Новые свидетельства возможного существования жизни на Марсе были получены учеными NASA и Европейского космического агентства (ESA). Две независимые группы ученых нашли следы метана в марсианской атмосфере.

Метан (CH4) - то есть обычные отходы жизнедеятельности обитающих на Земле организмов - может оказаться побочным продуктом жизнедеятельности и инопланетных микробов, живущих под поверхностью Красной планеты. Обнаружение метана всегда было заветной целью ученых, изучающих марсианскую атмосферу, поскольку его присутствие могло служить доказательством возможного существования внеземной жизни.

Впрочем, пока ни NASA, ни ESA публично своих результатов не огласили, но специалисты, ознакомленные с полученными данными, полагают, что открытие заслуживает самого пристального внимания, хотя уверенности в том, что все это однозначно подтверждает присутствие жизни на Марсе, конечно, нет. Информация появилась спустя всего неделю после того, как NASA и ESA объявили о давнем присутствии огромных масс жидкой воды на Марсе - то есть климатические условия на этой планете должны были способствовать возникновению и поддержанию жизни.

Европейцы во главе с Витторио Формизано (Vittorio Formisano) из Института физики и межпланетной науки в Риме использовали чувствительный к метану спектрометр, который установлен на борту работающего ныне на марсианской орбите космического корабля "Марс-Экспресс" (Mars Express).

Вторую группу ученых, также обнаружившую следы метана в марсианской атмосфере, возглавляет Майкл Мумма (Michael Mumma) из Центра космических полетов имени Годдарда (Goddard Space Flight Centre) NASA в штате Мэриленд. Они использовали спектрометры, установленные на мощных земных телескопах на Гавайях, и обнаружили вариации концентрации марсианского метана с пиком в районе древнего марсианского морского дна на плато Меридиана (Meridiani Planum), которое теперь исследуется вездеходом NASA Opportunity. Это может указывать на наличие подземного источника метана, снабжающего метаном марсианскую атмосферу. Источником могут оказаться какие-либо остаточные геологические процессы или присутствие живых организмов, производящих метан.

Метан в атмосфере Марса непрерывно разрушается за счет фотохимических реакций - то есть разлагается в условиях интенсивной ультрафиолетовой радиации, жизнь его молекул составляет в среднем примерно 300 лет, так что постоянное присутствие его в марсианской атмосфере может быть объяснено только если допустить наличие какого-либо фактора, обеспечивающего его непрерывное воспроизводство.

"Трудно вообразить, что какие-либо давние запасы метана могли "просачиваться" на поверхность в течение четырех миллиардов лет [возраст Марса]. Это выглядит очень загадочно", - считает доктор Мумма.

Источником метана вряд ли может считаться мертвая биосфера (как в случае "природного газа" на Земле), поскольку на возможное присутствие органики на Марсе наложено чрезвычайно жесткое ограничение приборами посадочных ступеней "Викинга" (Viking) и недавней историей современного засушливого Марса, который чрезвычайно враждебен к макроскопической жизни, способной произвести газ. Поэтому производящие метан подземные организмы - это наиболее вероятное объяснение полученных данных.

Обе группы ученых теперь заняты проверкой своих результатов. Это нужно сделать прежде, чем их соответствующие организации сделают официальные заявления.

Methane find on Mars may be sign of life - Independent