новость NASA: На Марсе были подходящие условия для жизни

24.03.2004

Марсианское соленое море, когда-то заполнявшее место посадки марсохода Opportunity, создавало благоприятную для жизни среду, причем это место соответствовало нашим земным условиям больше, чем какое-либо другое известное нам место во всем космосе, - такую долгожданную сенсацию озвучили во вторник вечером американские ученые, задействованные в марсианском проекте NASA.

Вездеход Opportunity, высадившийся случайно в небольшом (22 м) кратере Орел (Eagle) на плато Меридиана в конце января, обнаружил там за последние полтора месяца поисков множество признаков давнего присутствия водных масс. Теперь он наконец выбрался из своего кратера (в понедельник), а ученые пришли к выводу, что жидкая вода на Марсе, о которой идет речь, содержалась не в каких-то там подземных озерах, а разливалась прямо по поверхности планеты, то есть климат на Марсе был когда-то вполне подходящим для жизни. Теперь задачей марсохода стало преодоление 750-метрового участка равнины, отделяющего его от другого, более крупного (200 м) кратера Эндевор (Endeavor), где ученые ожидают увидеть большое количество милых их сердцу отложений.

"Три недели назад мы собрались в этом зале и пришли к выводу, что камни на плато Меридиана когда-то омывались водой, которая медленно просачивалась сквозь них, изменяя их химию и текстуру теми характерными способами, которые вполне поддаются наблюдению, - сказал Стивен Сквайрс (Steven Squyres), ведущий исследователь марсианской миссии. - С тех пор мы нашли явные свидетельства того, что сами эти камни представляют собой отложения, которые были сформированы в жидкой воде... Opportunity теперь находится на том месте, что когда-то было береговой линией соленого моря на Марсе".

Научный руководитель NASA Эд Вейлер (Ed Weiler) заявил, что полученные марсоходами результаты превысили "наши самые дикие ожидания". Одним из факторов, наиболее сильно повлиявших на окончательное заключение специалистов, стало наблюдение отчетливых изогнутых осадочных линий на камнях - явного следствия движения водных потоков. Материал, обработанный ветрами, дает совершенно другой рисунок. Хотя группа, управлявшая марсоходами, получила эти изображения почти три недели назад, они не решались сразу объявить об этом во всеуслышанье, а предприняли дополнительные шаги, чтобы защитить в случае чего свою репутацию, - обзоры были разосланы шести независимым специалистам в области морской седиментологии. Спустя две недели в ответ пришли исключительно положительные отзывы.

"Я был удивлен, когда увидел осадочные структуры подобные тем, что мы видим на Земле, когда выходим на пляж или на берег ручья и орудуем совком", - сказал Дейв Рубин (Dave Rubin), седиментолог из американского Геологического обзора (U.S. Geological Survey).

Химический и минеральный состав пород также указывает на давнее присутствие в этих местах чрезвычайно соленой воды, причем, вероятно, даже очень обширных водных масс. Это могло бы быть северным океаном, который, как считают некоторые исследователи, когда-то существовал на Марсе. Впрочем, в этом месте он мог быть очень мелким. Дальнейшие исследования Opportunity должны помочь ответить на другой чрезвычайно важный вопрос: насколько длительный срок этот океан покрывал марсианскую поверхность.

Хотя никто до сих пор не утверждает, что найдены какие-либо реальные признаки жизни, ученые теперь начали открыто говорить о возможном обнаружении Opportunity в ближайшем будущем самых настоящих окаменелостей.

А вот Spirit в отличие от своего "брата-близнеца" пока никакого "пляжа" не отыскал, хотя кратер Гусева и считается остатком древнего озера... Впрочем, скопление холмов, расположенное от вездехода сейчас на расстоянии примерно в 1,2 мили и названное в честь погибшего шаттла Columbia, может содержать искомые отложения, и Сквайрс надеется, что Spirit будет функционировать достаточно долго, чтобы достичь его.

На иллюстрации:
Извилистые кривые, исчерчивающие этот камень, названный Upper Dells ("Верхние Лощины"), - явное свидетельство постоянного присутствия воды на марсианской поверхности в прошлом. Это изображение составлено из "мозаики" снимков, полученных фотомикроскопом Opportunity. Фото NASA/JPL

Salty Sea Covered Part of Mars: 'Excellent' Site to Search for Past Life - Space.com
Beach rover uncovers Mars's ancient oceans - New Scientist