статья Земля сеет семена жизни в космосе

Максим Борисов, 25.02.2004
Фото с сайта www.nature.com/nsu/040216/040216-20.html

Земля способна рассеивать семена жизни по всей нашей Галактике. Микроорганизмы могут передвигаться по космосу на частицах пыли, "толкаемых" лучами Солнца, говорит Уильям Напир (William Napier), астроном из Обсерватории Армы (Armagh Observatory) в Северной Ирландии.

Ученые давно уже (начиная с девятнадцатого столетия) размышляют о возможности движения "волн жизни" от одной звездной системы к другой. Предполагалось, например, что столкновение между населенной жизнью планетой и каким-нибудь другим небесным телом могло бы выбросить часть камней и грунта в глубокий космос, сделав их метеоритами, а на этих метеоритах способны передвигаться и живые организмы. Эти "споры" могли бы "прибиться" к другим мирам... Или вещество с планеты с микроорганизмами могло быть исторгнуто в космос во время мощного извержения вулканов. Подобные идеи получили название "теория панспермии" ('panspermia').

Однако подобные пути распространения жизни большинству ученых кажутся довольно сомнительными. Ведь "споры" в результате таких катаклизмов должны пережить воздействие высоких температур, а затем и космического вакуума, мощной радиации, причем длительность подобного "путешествия" тоже должна быть весьма велика, особенно если речь идет о том, что какой-нибудь из "булыжников" покидает одну звездную систему и через миллионы лет "прибивается" к другой. Ведь уже к тому времени, когда такие метеориты покинут Солнечную систему, они скорее всего будут бесплодны...

Однако микробы могут выжить, если покидают гравитационное поле Солнца достаточно быстро. И это может произойти, если они "сидят" в крошечных частицах земной пыли, считает Нейпир.

Как известно, за Землей и другими планетами по их орбитам тянутся облака покинувших атмосферу частиц, это явление называют "зодиакальной пылью". Сюда входят и остатки столкновений с астероидами, и продукты прохода комет. Эта пыль должна со временем размалывать все, что проходит сквозь нее, говорит Нейпир. По его оценкам, такой процесс способен "размолотить" валун размером в один метр на мельчайшие частицы за 20 000 - 200 000 лет. А если поблизости "рассеивается" комета, утолщая "шубу" из пыли (а такое случается даже чаще, чем раз в миллион лет), то время процесса может сократиться до пяти столетий.

Зерна около микрона в поперечнике все еще способны к переносу микроскопической жизни, утверждает Нейпир (и это "критический размер", достаточный для того, чтобы защитить группы микроорганизмов, заключенных внутри частицы, от облучения ультрафиолетовыми лучами Солнца во время движения внутри Солнечной системы). А давление солнечного света может достаточно быстро "выдуть" такое маленькое зерно прочь из Солнечной системы (возможно, когда-нибудь этот "солнечный ветер" даже послужит движущей силой для космического корабля, который будет отправлен к другим мирам).

Такое зерно может перенестись на расстояние до шести световых лет от Земли и на это у него уйдет 70 тысяч лет - достаточно, чтобы достигнуть других звезд. Мы сами того не зная можем быть окружены огромным "биодиском" ('biodisk') из замороженных организмов, плывущих на зернышках пыли, размышляет Нейпир, и все они могут легко "просачиваться" из нашей Солнечной системы. "Солнечная система напоминает собой прохудившийся микрофильтр", - говорит он.

Земля должна раскидывать свои семена особенно обильно и обширно, когда мы проходим через гигантские молекулярные облака, то есть обширные массы пылевого материала, из которого рождаются звезды. Такие события случались приблизительно пять раз с тех пор, как на Земле зародилась жизнь. По оценкам Нейпира, в результате таких событий каждый раз приблизительно три миллиарда триллионов микробов "переселялись" из Земли в облако. Вероятность того, что некоторые из них попадут на какую-нибудь подобную Земле планету, весьма высока. Аналогично, подобный процесс может объяснить, откуда на Земле изначально появилась жизнь. Если этот "механизм выброса" обычен среди других планетных систем, пригодных для жизни, то такая "цепная реакция" может заселить весь галактический диск в течение нескольких миллиардов лет. В этом случае вообще маловероятно, что жизнь зародилась именно на Земле.

Earth sows its seeds in space - Nature News Service