статья Для спасения "Хаббла" планируется отправить российский пилотируемый корабль

Максим Борисов, 24.01.2004
Космический телескоп "Хаббл". Фото NASA с сайта www.science-explorer.de/astronomie/astro.htm

Операторы космического телескопа "Хаббл" (Hubble Space Telescope) планируют попросить помощи у России для того, чтобы поддержать работу обсерватории, и даже готовы принимать частные пожертвования (такие предложения уже поступали). В ближайшее время будет создан специальный веб-сайт, посвященный спасению "Хаббла".

Стивен Беквит (Steven Beckwith), директор Научного института космических телескопов (Space Telescope Science Institute - STScI), который занимается эксплуатацией "Хаббла", охарактеризовал решение NASA о прекращении обслуживания популярной и чрезвычайно ценной с научной точки зрения обсерватории как "идиотское" ("wacky concept").

Решение NASA по "Хабблу" (отмена ранее запланированного на 2006 год полета шаттла для ремонта дефектных гироскопов и установки двух новых более мощных астрономических инструментов) было обнародовано в прошлую пятницу. Оно было принято спустя два дня после призыва президента Буша, решившего переориентировать NASA на пилотируемые космические полеты к Луне и Марсу. Впрочем, NASA все еще планирует полет к "Хабблу" автоматической станции, которая обеспечит его благополучный сход с орбиты и уничтожение в земной атмосфере.

Все дело в том, что без очередной миссии по обслуживанию "Хаббл" протянет самое большее 3,5 года, и то только если инженеры как следует напрягут все свои творческие способности. Об этом Стивен Беквит заявил в телефонном интервью Space.com.

"Хаббл" снабжен шестью бортовыми гироскопами, используемыми для обеспечения правильной ориентации телескопа. Они, к сожалению, регулярно выходят из строя и нуждаются в замене (то есть в систематических миссиях шаттлов по обслуживанию этого космического телескопа). Теперь только четыре гироскопа работоспособны, а ведь уже три гироскопа - это тот минимум, без которого "Хаббл" работать никак не сможет. Инженеры STScI теперь ищут способ обеспечить работу телескопа посредством всего лишь двух гироскопов. Если они не преуспеют в этом деле, то отказы гироскопов могут привести к аварии менее чем за три года, разъясняет Беквит. В действительности же конец может наступить в любой момент.

Надо заметить, что никакого другого оптического космического телескопа подобного класса у землян попросту не существует, и даже запуски каких-либо подходящих "сменщиков" в ближайшее десятилетие не планируются. "Мы пропустим то, что человеческий глаз должен видеть, - говорит Беквит. - Тем самым мы перестанем быть зрячими". Он уподобляет то тяжелое положение, в котором вскоре окажутся астрономы, солдату, который бессильно таращится на поле битвы исключительно через системы ночного видения.

Новый космический телескоп NASA, получивший название "Спитцер" (Spitzer Space Telescope), видит Вселенную в инфракрасном свете, ему родственен и снабженный своего рода системой ночного видения и запланированный к запуску в 2011 году космический телескоп "Джеймс Вебб" (James Webb Space Telescope). Даже если "Вебб" будет успешно запущен (в чем нет твердой уверенности), он не будет использовать видимый свет. Наземные оптические обсерватории изо всех сил пытаются преодолеть эффект мерцания, вызванный турбулентностью земной атмосферы. Время от времени новейшие системы позволяют сравниться с "Хабблом" или даже превысить его возможности, однако все это касается только очень узкой, очень ограниченной зоны оптической части электромагнитного спектра.

Тем временем два новых прибора для "Хаббла" уже практически изготовлены. Это Широкая полевая камера 3 (Wide Field Camera 3) и космический спектрограф (Cosmic Origins Spectrograph). Вместе они стоят 167 миллионов долларов и призваны обеспечить, как уверяют астрономы, беспрецедентное проникновение в тайны космоса. Никто не знает, что будет с этими двумя приборами, если полет к "Хабблу" будет сорван, но маловероятно, что они могут быть приспособлены к какому-либо другому телескопу.

Проблему можно обсуждать с Европейским космическим агентством (ESA), которое было партнером NASA еще на начальном этапе миссии "Хаббла". Однако Беквит поясняет, что подобные переговоры, вероятно, уже имели место, причем на самом высоком уровне, и он не уверен, что к этому вопросу кто-нибудь захочет возвращаться.

Другой вариант состоит в том, чтобы предложить России послать пилотируемый корабль для того, чтобы модернизировать и обслужить "Хаббл". "Русские, вероятно, способны сделать это, - говорит Беквит, который намерен всерьез изучить подобный вариант. - Это, возможно, и сомнительно с политической точки зрения, но показывает, что мы открыты для любых идей и собираемся тщательно рассмотреть все возможности".

Вокруг проекта "Хаббл", действительно выдающегося, позволившего получить много важной научной информации (в этом никто не сомневается), уже выстроена мощная "пиаровская" система, созданы целые организации, призванные нести мысль о ценности и уникальности "Хаббла" в широкие массы (с этой целью даже выделяется время в насыщенном графике исследований - просто для получения "красивых космических картинок"). Но, похоже, и эта система уже начала давать сбои.

Наверно, это тот случай, когда утопающий хватается за соломинку. Или, скорее, директор института, который рискует в ближайшем будущем лишиться единственного предмета своего изучения, просто старается придать своим выпадам в адрес "родного" NASA особенную ядовитость. Ведь в связи с гибелью Columbia и расследованием причин этой аварии американцы вынуждены вот уже почти год пользоваться услугами исключительно российских "Союзов", что, с одной стороны, наносит ощутимый удар по самолюбию всей нации, а с другой - рождает невольное почтение к российским технологиям (и недаром в западной прессе так истерично раздувается любое ЧП, связанное с МКС или "Союзами"). Пилотируемый полет первого китайского тайконавта придал этой болезни еще большую остроту. Именно поэтому успех марсианской миссии NASA, по контрасту, вызвал не только всеобщее воодушевление, но и дал, наконец, повод для громких предвыборных заявлений американского президента на "космическую тему". Теперь есть надежда, что угроза "обратиться за помощью к русским" все-таки поможет команде "Хаббла" решить свои проблемы.

Максим Борисов, 24.01.2004