статья В марсианском метеорите нашли чей-то окаменевший навоз

06.08.2003

Некоторые микроскопические особенности строения метеоритов, которые одно время считались ископаемыми останками примитивных бактерий, на самом деле представляют собой окаменевшие комки безжизненного белка, считают двое американских ученых.

Типичный размер микроструктур, представляющих из себя отпечатки мифических нанобактерий - 50-200 миллионных миллиметра в поперечнике. Они были обнаружены в некоторых осадочных породах и даже в найденном в Антарктиде несколько лет назад марсианском метеорите ALH84001 (доказано его марсианское происхождение), что позволило энтузиастам снова заговорить о наличии жизни на Марсе. Споры о том, могут ли эти структуры быть окаменевшими останками одноклеточных организмов, чьи размеры в десять раз уступают самым крошечным современным бактериям, бушевали в течение восьми лет.

И вот теперь Юрген Шибер (Jurgen Schieber) из Университета штата Индиана в Блумингтоне и Говард Арнотт (Howard Arnott) из Университета штата Техас в Арлингтоне заявили, что им удалось установить: сферические комки белка 40-120 нанометров в поперечнике возникают, когда органический материал распадается в среде, подобной той, в который формировались осадочные породы. Это соответствует выводам группы ученых, собранных в 1998 году Национальной академией наук США для того, чтобы тщательно изучить спорные нанобактерии. Тогда они пришли к выводу, что организмы, размер которых не превышает 200 нанометров в диаметре, не жизнеспособны. Это, впрочем, не положило конец всем спорам. Некоторые исследователи утверждали, что им удалось вырастить нанобактерии в лабораторных условиях.

Шибер и Арнотт погрузили кусочки боба, кальмара и говядины в ил, добытый со дна водоема, поселили колонии различных бактерий, встречающихся в естественных условиях, а затем захоронили образцы под глиной в водном баке. В последующие две недели исследователи регулярно изучали образцы под микроскопом. Они обнаружили, что ткани покрылись сферическими каплями из органического вещества. Вероятно, шарики формируются потому, что ферменты воздействуют на белковые волокна, заставляя их сжаться. Такие "наношарики" могут минерализоваться прежде, чем наступит полное их разложение. Процесс образования окаменелостей может начаться только спустя несколько недель после начала распада.

То же самое, вероятно, происходило и с одноклеточными организмами в истории ранней Земли, и все это закончилось наблюдаемыми ныне ископаемыми формами, считают Шибер и Арнотт. "Большее количество подобных структур в осадочных породах, если не все, образовались подобным образом", - говорят они. Впрочем, происхождение похожих микроструктур в метеорите ALH84001 остается спорным...