новость Самые древние из известных квазаров: 800 миллионов лет после Большого взрыва

17.01.2003

Группа астрономов из Слоановского цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey - SDSS) обнаружила три самых старых и самых удаленных квазара из всех, до сих пор найденных. Эти квазары по космическим меркам родились едва ли не сразу же после Большого взрыва, породившего наш мир, - когда Вселенной было только 800 млн лет.

Эти отдаленные квазары - компактные, но чрезвычайно активные и яркие объекты. Согласно современным теориям, это супермассивные черные дыры, интенсивно поглощающие межзвездное вещество. Их возраст оценили по величине красного смещения характерных спектральных линий (и, следовательно, скорости удаления этих объектов в расширяющейся Вселенной - самые отдаленные объекты удаляются от Земли с самой максимальной скоростью, чем дальше объект, тем больше его красное смещение): самый древний квазар имел красное смещение, соответствующее примерно 13 млрд световых лет и был обнаружен в созвездии Большой Медведицы. Эти открытия дают нам представление о юной Вселенной, когда ей исполнилось только 5 процентов от нынешнего возраста.

Открытие квазаров потребовало усилий множества ученых, работающих с различными телескопами. Первоначально наблюдения велись с помощью 2,5-метрового телескопа Слоановского цифрового обзора неба в Нью-Мексико. Ключевую роль в подтверждении открытия сыграли крупнейшие телескопы - 9,2-метровый Hobby-Eberly и 10-метровый Keck. Измеренные спектры показали, что эти три квазара имеют красные смещения 6,4, 6,2 и 6,1. Только один известный квазар до настоящего времени имел подобный параметр больше 6. Красное смещение этого предыдущего рекордсмена составляло 6,28, он был обнаружен в 2001 году тем же консорциумом Слоановского цифрового обзора неба. Таким образом, теперь честь открытия уже семи самых удаленных из известных квазаров принадлежит сотрудникам SDSS.

Three Distant Quasars Found at Edge of the Universe - University of Arizona